Название Русская пегая
как индикатор национальной гордости
великороссов.
В статье некоего О. Львова «Охота с гончими в США» (Охотничьи
собаки, 2001, № 3.)прочитал следующий забавный пассаж. «К
слову о постоянно ведущихся дискуссиях на страницах охотничьих
изданий России, как назвать нашу гончую: англо-русской или русской
пегой. Породы местных американских гончих, которые выводились
от конкретных английских пород, считаются в США только американскими.
И никогда ни одному американцу не придет в голову назвать или,
Боже упаси, спорить, к примеру, о том, чтобы валкера или тригга
именовать англоамериканским фоксхаундом. Я думаю, что этот вопрос
не столько исторического пути становления породы, сколько уровня
самосознания и национальной гордости».
Вообще Североамериканские соединенные штаты страна удивительная.
Правда, к сожалению, не Греция. Одни чудеса «политкорректное™»
чего стоют. Например, ещё совсем недавно слово негр считалось
там оскорбительным, и негра можно было называть только словом
«черный», в противном случае можно было нарваться на большие неприятности.
Хотя само слово негр в переводе хоть на русский, хоть на английский,
тоже и означает, т. е. «черный». Борцы за политкорректность это,
видимо, учли и ныне негра там нельзя не только называть негром,
но и черным тоже. В моде ныне название «афроамериканец». Если
бы американские гончие умели говорить..., о-о-о, думаю, тамошним
охотникам мало бы не показалось. Вот негры, простите, афроамериканцы
уже начали формальную судебную процедуру в американском же суде
по поводу выплаты им компенсации за эксплуатацию их предков американскими
белыми рабовладельцами. Разумеется, с учетом набежавших за полторы
сотни лет процентов. И ведь, надо думать, выиграют дело. Ещё раз
порадуешься за американских гончатников. Но оставим родину «расиста»
Марка Твена, благо пока американцы запретили «Тома Сойера» ещё
только в своих школах, а не требуют всемирного его запрета; и
вернемся в родные Палестины.
Что поражает в логике сторонников названия Русская пегая гончая
так это -с одной стороны - глубина постановки проблемы: название
Англо-Русская гончая не является национальным, оскорбляет национальное
достоинство и т. д., и т. п. А с другой - узостью своего приложения,
т. е. только к вопросу: Англо-Русская -Русская пегая. Вот и О.
Львов туда же. Совсем по русской поговорке: «Куда конь с копытом,
туда и рак с клешней». Вроде человек о национальном самосознании
и национальной гордости печется. Тут, кажется, подымай выше, выходи
на проблемы России в окружающем мире. А он? Как мыльный пузырь.
Раз и сдулся. И всё о том же: Русская пегая, Англо-Русская, Скучно!
А почему бы О. Львову не поднять вопрос, к примеру, об Эстонской
гончей? Ведь порода выведена русским, хотя и в Эстонии; разводится,
главным образом, в России; а в самой незалежной республике не
признается. Казалось бы, какое поле деятельности в борьбе за национальное
достоинство! АН, нет. Молчит! Или вот, к примеру, на выбор -Английский
сеттер. Начитаешься О. Львовых, и такое чувство обиды возьмет
за владельцев этой породы. И как это они, сердешные, с таким чувством
национальной неполноценности живут, да ещё и охотиться умудряются?
Смотрят на своего «белокрапчатого» (Последнее не авторская шутка.
Именно так первоначально в 1950 году предполагалось А. П. Мазовером
и Э. И. Шерешевским переименовать породу Английский сеттер. )
и плачут. И так им за державу обидно, что нет слов выразить. Потому,
видимо, и молчат. Вот бы за них-то, страдальцев, слово-то своё
веское О. Львову сказать. Таки же нет, молчит! Значит, дело здесь
лежит не в плоскости национального самосознания и национальной
гордости, а в чём-то другом?!
Россия не США. А европейская держава с тысячелетней традицией.
Потому и семидесятилетний большевистский эксперимент по уничтожению
национальной исторической памяти и выведению советского человека
провалился. Хотя рецидивы его наблюдаются повсеместно. Например,
в виде старательного коверкания русского языка иными вещателями,
говорящими: Кыргызстан вместо Киргизия; или Таллинн вместо Таллина
и т. д., и т. п. Причем им и в голову не придет поучать, к примеру,
американцев говорить вместо Раша -Россия.
Беда сторонников названия Русская пегая гончая не в том, что они
за это название. Название как название. Не плохое и не хорошее.
А в том, что они попытались поставить вопрос по-большевистски
просто. По типу классического: за Советскую Власть или против
Советской Власти. Таким образом, если ты сторонник названия Англо-Русская
гончая, значит ты не патриот, т. е. не имеешь национальной гордости,
согласно мысли О. Львова. Значит ли тогда это, что забыть историю
создания одной из пород отечественных гончих собак, забыть когда,
как, кем, почему и при каких обстоятельствах эта порода была названа
Англо-Русской гончей; мало того, считать даже, что этого не было
никогда, т. к., согласно учению А. Н. Кузяева: Англо-Русская и
Русская пегая гончие это две совершенно разные породы; вот это
и есть, по О. Львову, истинный патриотизм?! Тогда получается,
что один из крестных отцов породы Англо-Русская гончая, к тому
же автор стандарта на эту породу 1939 года, Николай Павлович Пахомов,
выступивший против её переименования в 1950 году в Русскую пегую,
и не изменивший своего мнения до конца своей жизни, является антипатриотом?
Следовательно, мнение одного из отцов-основателей Англо-Русской
гончей не является весомым аргументом и может вообще не приниматься
в расчет? Но тогда, почему же О. Львов и компания не выступают
за переименование Эстонской гончей в какую-нибудь Русскую пегую
малую? Или у них нет чувства национальной гордости? Или они не
патриоты? Или их переполняет только чувство глубокого удовлетворения
за чувство национальной гордости американских гончатников? Неувязочка,
однако! Или дело здесь лишь в том, что в этом случае глупость
ретивых переименователей будет уж слишком очевидна?
То, что американские гончатники не назвали свои породы Англо-Американскими
или ещё как, следствие не чувства национального самосознания и
национальной гордости, а является прямым следствием чувства национальной
неполноценности молодой нации по отношению к своей прародине.
Это чувство страны-подростка, впервые выбившейся из-под опеки
родителей, а потому старательно занимающейся национальной самоидентификацией,
чтобы во всём не походить на своих родителей, даже в том, что
у них заимствованно.
Россия, повторюсь, тысячелетняя европейская держава, а потому
и не испытывает никакой национальной неполноценности от того,
что ходит в европейском костюме и принимает для себя европейские
стандарты.
Егоров О. А.