Охота охотник оружие охотничье оружие охотничьи собаки трофеи добыча патроны порох ружье


Охота охотник оружие охотничье оружие охотничьи собаки трофеи добыча патроны порох ружье

Библиотека

 

Русанов Я. С

За зайцами с гончей

Дрянь у вас собаки! Видели ведь, что я на этой полянке стою, два с лишним часа косого гоняли, а на меня так и не выгнали. И на черта таких держать!»

Это высказывание отражает одно из самых глубоких заблуждений в области охоты с гончими. «Собаки должны суметь выгнать зверя туда, где, как им известно, его поджидает охотник». И вот, следуя этому наивному представлению, охотник с началом гона останавливается на любом, зачастую самом неподходящем месте. Он обеспокоен лишь тем, знают ли его четвероногие помощники, где он обосновался и, следовательно, куда им нужно «нагонять» добычу. Пусть раз за разом заяц проходит где-то совсем рядом с ним — он не тронется с места, ожидая, что «нерадивые» псы в конце концов выполнят свою задачу и «завернут» зверька, «куда нужно».

В результате охотник в громадном большинстве случаев даже и не увидит зайца, а оставшись, как говорится, «попом», будет хулить и проклинать гончих. Но винить собак не за что. Гончая идет по следу зверя и никак не может изменить направление его хода. Охотник сам должен угадать или подметить, где имеется наибольшая вероятность перехватить спасающегося от собаки зайца и получить возможность для выстрела по нему. В этомто и заключается залог успеха.

Зайцы под гоном почти всегда ходят по угодьям кругами. Эти круги, а вернее неправильные замкнутые линии, имеют зачастую довольно затейливую конфигурацию. Зверек бежит не просто «куда глаза глядят», а по совершенно определенным участкам полей или леса, там, где ему легче идти или где он надеется скорее отделаться от преследования собаки. Видимо, у каждого зверька есть в угодьях свои «тракты», так как каждый заяц ходит под гоном посвоему. Но эти пути отдельных зверьков нередко пересекаются или сходятся в какихто местах. Где бы в данном районе ни были подняты зайцы, каждый из них обязательно и не раз пройдёт такими излюбленными «лазами». По характеру эти места могут быть очень различны: перекресток дорог или просек, перемычка, соединяющая два участка, чащи, опушка, пролом в изгороди, бровка . канавы, мостик через ручей и т. д. Кроме того, заяц то и дело возвращается к своей лежке, т. е. к месту, где он был поднят. Круговой ход зайца нередко перемежается прямыми переходами из одного массива угодий в другой и обратно.
Заяцрусак обычно ходит очень широко. От места подъема он может уйти на несколько километров, так что даже звучный голос гончей потеряется вдали. Он может закатить . по угодьям круг в дватри километра диаметром и к лежке выйдет не скоро. При этом пойдет он чаще всего полями, дорогами, межами и бровками канав, а зайдя в лес, будет придерживаться редин, полян и широких просек.

Совершенно иное дело — беляк. Он ходит обычно на меньших кругах и обязательно старается пролезть самым крепким местом. Чаща молодняка, лес . с густым подростом и подлеском, сухое или промерзшее болото с ивняком и высокой некосью, захламленная заросшая вырубка — вот излюбленные места его хода. Поляну беляк всегда перейдет там, где она всего уже, из одного массива чащи в другой переберется там, где они ближе всего сходятся, по просеке или лесной дороге если и пробежит, то немного, а чаще всего их только перескочит.
Руководствуясь этими-то особенностями поведения зайцев, и следует выбирать место под гоном. Долго охотясь с гончими в одном и том же районе, быстро удается выяснить места постоянных заячьих переходов. В новых же местах приходится выбирать лаз, сообразуясь только с характером местности, знанием заячьих повадок и направлением гона.
Охотясь с гончими, многие, особенно молодые охотники, делают одну и ту же ошибку — они слишком много передвигаются по угодьям, стараясь перехватить зайца. Чуть только отдалится голос собаки, и они уже оставляют выбранный лаз и мчатся туда, откуда доносится гон. При этом они забывают, вопервых, что заяц идет намного впереди собаки и, стараясь быть как можно ближе к последней, мы чаще всего попадаем туда; где он уже прошел. Вовторых, заяц всегда услышит спешащего ему на перехват человека и отвернет в сторону, избегая опасной встречи. Таким образом, постоянно перебегая с места на место и чуть ли не по пятам, гоняясь за гончей, зайца не убьешь. Мало того, на коллективных охотах таким поведением обязательно помешаешь товарищам. Беготня под гончими сбивает зайца с выбранного им хода, он начинает ходить прямиком, уходит далеко, и дождаться его даже на верном лазу становится трудно.

Первое, что следует сделать, услышав начавшийся гон, это постараться как можно точнее определить место, где зверек был поднят. Как уже говорилось, место лежки — самый надежный пункт для ожидания зайца, самый верный лаз. Обычно уже после первого круга зверек возвращается сюда, чтобы сдвоить и запутать след. Иногда он приходит к лежке не сразу, а после двух, трех или большего числа кругов, но приходит обязательно и попадает под выстрел. Если же место подъема определить не удалось, то нужно по звуку гона постараться определить направление движения зайца и попробовать перехватить его в какомлибо подходящем для его хода месте. Став на лаз, нужно спокойно ждать, соблюдая тишину и относительную неподвижность. Покинуть выбранный пункт есть смысл только в том случае, если по звуку гона слышно, что зверек раз за разом проходит какимто одним и тем же местом. Перейти туда явно целесообразно. Занимая лаз, нужно следить, чтобы открывался достаточно широкий обзор для стрельбы по зайцу.

Вот те правила поведения охотника на охоте с гончими, в выполнении которых кроется залог удачи при прочих благоприятных условиях, т. е. при хорошей работе собак, наличии в угодьях зверя и благоприятной погоде.

Поднять зайца с лежки, наткнувшись на него или отыскав его по жировочным следам, способны многие собаки, а не только гончие. Гнать зверька какоето расстояние (иногда очень большое) по следу молча или с голосом могут и лайки, и континентальная легавая, и такса, и даже некоторые самые обыкновенные дворняжки. Тем не менее настоящая охота на зайцев изпод собаки возможна только с гончими. Именно последние обладают совершенно специфическими свойствами, необходимыми для этой охоты. Сюда относятся: настойчивое стремление во что бы то ни стало отыскать зверя; неутомимое преследование его по следу, сопровождающееся постоянной отдачей голоса, который у гончей должен быть звучным и доносчивым; умение быстро разобраться во всех уловках, к которым зверь прибегает, чтобы запутать свой след. Если гончая обладает этими свойствами, то с ней и самый неопытный, начинающий охотник в конце концов убьет зайца. Если же собака ищет лениво, преследует зверя недолго, не умеет или не желает отыскивать потерянный след или гонит зверя молча, то убить изпод нее зайца зачастую оказывается непосильно и многоопытным охотникам.

На подъем зайца даже хорошей собакой нередко уходит много времени. Особенно это случается в дни, когда ночные следы зверьков смыты дождем или засыпаны снегом. Заяц на лежке дает мало запаха и собаке его трудно причуять. В этих условиях охотник может помочь собаке побудить косого. Для этого стоит, не жалея себя, пробираться теми, иногда очень неудобными для ходьбы, местами, где заяц скорее всего может лежать. При этом полезно покрикивать, трещать валежником или постукивать по стволам деревьев с тем, чтобы «взбудить» зайца.

По черной тропе (пока земля еще не покрыта снегом) для охоты с гончими лучше всего тихие, безветренные, пасмурные дни, когда и земля и прибитый дождями слой опавших листьев мягки, мокры, когда неподвижный воздух наполнен мельчайшими частицами влаги, а серое небо словно опускается на неподвижные вершины оголенных деревьев. В эти дни след зайца более пахуч и дольше сохраняет свой запах. Гончие по мягкой тропе не сбивают ног, а голоса их доносятся к охотнику особенно звучно. Не беда, если даже моросит дождь, но именно мелкий, сеющийся словно сквозь сито, не заливающий следов и не смывающий моментально их запаха. То же и после выпадения снега. Гон хорош в сравнительно мягкую тихую погоду, но без снегопада. Хуже всего для охоты сухая или морозная погода, а также сильный ветер, при котором очень легко потерять собак со слуха. В неблагоприятные для охоты дни с собаками лучше вообще не ходить.

Заяц не крепок на рану, особенно при попадании дроби по его передней части. Однако, для него нужны ружье с достаточно резким боем и соответствующие номера дроби. Дело в том, что при стрельбе на большие расстояния, при малой резкости боя ружья или при чрезмерно мелкой дроби, последняя путается, закатывается в густом заячье пуху, и удар ее ослабляется,

С осени зайца можно убить и пятым номером дроби, но к зиме, когда он окончательно вылиняет, лучше всего применять дробь № 3 — № 1 (в зависимости от боя ружья).

Увидев идущего в ноги зайца, совершенно не нужно стараться напустить его как можно ближе. В десятипятнадцати шагах, когда заряд идет пулей, промахнуться очень легко, и та точность прицела, которая на тридцатьсорок шагов обеспечила бы верное попадание, здесь оказывается недостаточной. Мало того, что при этом легко дать промах, но если заряд и попадет в зверька, то он его буквально продырявит. Нельзя забывать, что шкурки зайца — ценное пушное сырье, что их следует сдавать заготовительным организациям и качество шкурок нам должно быть отнюдь не безразлично.
Даже в моменты, когда зверек бежит особенно быстро, мчится, как говорят, со всех ног, на расстоянии до пятидесяти шагов никакого особого упреждения при выцеливании брать не нужно. Угонного зайца следует полностью закрывать стволами так, чтобы над мушкой ружья были видны только его уши. Стреляя по встречному зайцу, нужно целиться в кончики его передних лап. Зайцу, проходящему мимо охотника, целиться нужно прямо перед грудью.

Раненого зайца следует или дострелить, или, поймав за задние ноги и подняв, добить ударом ребра ладони за ушами. Брать раненого зайца за уши, особенно когда ноги его направлены к охотнику, опасно — ударом задних лап он может нанести довольно серьезные ранения. К сожалению, среди охотников еще довольно часты случаи попытки добить или придавить раненого зайца прикладом ружья. Такие попытки в лучшем случае ведут к поломке шейки ложи, в худшем — можно получить заряд дроби в живот, если в одном из стволов ружья имеется заряженный патрон, а курок от удара сорвется со взвода.

Выходить на охоту с гончими лучше с самого раннего утра, чтобы к рассвету быть уже на месте охоты. В это время собаки еще хорошо чуют запах ночных заячьих следов и легче отыскивают зверька. Тогда есть смысл пускать гончую в поиск прямо с мест предполагаемых заячьих жировок — с озимей, окрайков полей, больших полян и опушек. Только в дни с сильными утренними заморозками имеет смысл задержаться с выходом, подождать, пока тропа немного отмякнет. Когда с гончими охотятся вместе дватри человека, согласованность их действий обычно достигается сама собой. Следует только помнить, что не положено стрелять издали по зайцу, хорошо идущему на товарища; не следует, заметив, что ктото из спутников стал на хорошем лазу, забегать вперед и становиться перед ним, чтобы перехватить возможный выход зверя; совершенно недопустима стрельба в сторону товарища по охоте или по неясно видимой цели; нельзя, даже перевидев зайца, криками и выстрелами наменивать собак, если они в это время гонят. Соблюдение этих правил необходимо всегда.
Если с гончими охотятся компанией, то перед охотой надо выбрать руководителя. Ему предоставляется право определять направление движения охотников, свистом подбадривать и направлять собак. Он должен следить за соблюдением участниками охоты правил поведения и безопасности. На время охоты его распоряжения обязательны для выполнения всеми ее участниками. Несоблюдение правил неизбежно ведет к тому, что из коллективной охоты ничего путного не получается. Либо охотники разбредутся по угодьям и потеряют друг друга, либо ктонибудь из них отобьется в сторону и увлечет за собой собак, либо беспорядочной беготней под гоном вся стройность и весь правильный ход охоты будут нарушены. Участники коллективной охоты должны спокойно идти, растянувшись неширокой цепью, в направлении, выбранном ведущим, ориентируясь на его голос. Только если ктолибо увидит поднявшегося зайца, может начать накликать собак, если они в это время не гонят.

С началом гона все участники охоты должны быстро выбрать себе места, где они будут выжидать выхода зверя, и без особой надобности с них не уходить.

Убив вышедшего на него зайца, охотнику следует криками «готов» или «дошел» известить товарищей о своей удаче, но до выхода собак с места не сходить. Дело в том, что под выстрел нередко попадает не гонный, а шумовой заяц, и после его отстрела гон продолжается.

После выстрела по зайцу, если последний не убит, нужно внимательно прислушиваться к голосу гончей — не смолкает ли он внезапно. Если это случилось, следует незамедлительно поспешить к месту, где смолкла собака, так как очень возможно, что она или залоаила подранка, или дошла до павшего после ранения зайца. Быстрота такой проверки — залог того, что вы найдете зайца более или менее целым, а не разорванным в клочья или не съеденным. Некоторые гончие любят полакомиться зайчатиной в отдалении от хозяина.

Вот, пожалуй, и все основные правила, соблюдение которых любого молодого охотника сделает полноправным членом в компании опытных гончатников и рано или поздно обеспечит ему охотничью удачу.

 

Русанов Я. С

 


Библиотека
Copyright © 2002 — 2025 «Питерский Охотник»
Авторские права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их авторам. Все права защищены и охраняются законом. Любое полное или частичное воспроизведение материалов этого сайта, в средствах массовой информации возможно только с письменного разрешения Администратора «Питерского Охотника». При использовании материалов с сайта в Internet, прямой гиперлинк на «Питерский Охотник» обязателен.
Рейтинг@Mail.ru