Волохов А.
Песня рябчика
По профессии я музыкант. Может быть поэтому часами сидел я, вслушиваясь
в мелодическое пересвистывание рябчиков, порой нежное, порой возбужденное,
с тонкими нюансами, с виртуозными, рассыпающимися переливами. Может
быть именно поэтому и увлекся я охотой на рябчика и особенно много
поработал над созданием хорошего манка.
Самое сложное, разумеется, правильно исполнить ритмический рисунок
«песни рябчика». Птица очень быстро распознает фальшь и не только
не пойдет на плохое подманивание, но и перестанет отзываться.
«Песню рябчика» можно разделить на две части: первую — более продолжительную,
и «окончание» — более короткое и весьма различное. Голос самки
несколько ниже и ритмически проще, чем голос петушка, однако здесь
требуется очень большая интонационная и динамическая тонкость.
Слогом это можно приблизительно изобразить так:
1-я часть состоит из одного длинного звука, который не всегда
ровен на всем протяжении, иногда как бы «изламывается» в середине,
а затем, постепенно усиливаясь и повышаясь, достигает кульминации,
на которой резко обрывается. После маленькой паузы следует «окончание»,
в котором чаще всего различимы два коротких звука, причем предпоследний
возможно ближе примыкает к последнему, как, выражаясь музыкальным
языком, при пунктирном ритме.
Продолжительность 1-й части песни весьма различна.
В исполнении самки она займет примерно 3 шага в темпе быстрого
походного марша:
Окончание же, приходящееся после паузы на четвертый шаг, нужно
делать как можно короче.
Голос петушка сложнее а требует большой «технической виртуозности».
Его 1-я часть, состоит из двух длинных звуков, а окончание из трех
и более:
Особой виртуозностью поражают старые петушки:
Хотя «песню рябчика» и невозможно втиснуть ни в какой строгий
ритм, но нотный рисунок несомненно дает более верную картину свиста.
Каждый охотник может попросить любого музыканта помочь ему разучить
«песню рябчика»; личные же наблюдения в лесу помогут ему окончательно
усвоить ритмический рисунок песенки.
Я умышленно не обозначаю метрический размер, а даю лишь приблизительное
соотношение длительностей.
Все примеры требуют Tempo molto Rubato (очень большой свободы
в смысле ритма).
Самки:
Петушки:
Последний вариант принадлежит, вероятно, молодому петушку. Он
явно «спешит», не выдерживая длинные звуки.
Есть еще много вариантов как в смысле «технической виртуозности»,
так и в смысле «неумения» полностью пропеть свою песню.
Когда перекликается целый выводок рябчиков, очень часто можно
услышать «заик», которые «застревают» в середине песни и как бы
с трудом дают ее окончание.