Варенышев Ю.
Охотничий челнок
|
Инструменты для изготовления челнока (топор, тесла, струг). |
При охотах на уток в большинстве случаев спортсмену-охотнику необходима
легкая и ходкая лодка.
Лучшей считается лодка, выдолбленная из мягкого дерева.
Лодки чаще долбят из осины, хотя можно делать из липы, ивы и тополя.
Осина должна быть не очень старой — не перестойной, без трухлявости
и гнили.
Лучшее время изготовления челнока — весна или ранняя осень. Для
изготовления челнока грузоподъемностью для двух человек нужно осиновое
бревно длиной 4,5—5 метров, с диаметром у верхнего (наименьшего)
среза 40—45 сантиметров.
Бревно тщательно осматривают, выбирают сторону будущего дна, более
ровную, без сучков, с прямыми слоями древесины и после этого отрезают
нужную часть. Далее приступают к за
делке носовой части (более пологой и острой) и кормы (рис. 1). Закончив эту
работу, готовят клинышки или «строжки» длиной 2 сантиметра, а толщиной 0,5 сантиметра.
Их колят из поперечного среза сухого березового чурбака, древесина которого
более твердая. Эти колышки, заостренные с одной стороны, равномерными рядами
забиваются по всему корпусу будущего челнока (рис. 2). Колышек от колышка забивается
на расстоянии 15 сантиметров, а ряд от ряда на 25 — 30 сантиметров. По этим
колышкам определяют толщину стенок челнока (2 сантиметра), и как додолбятся
до колышка внутри, работу прекращают. Этим исключается возможность продолбить
стенку челнока насквозь, и толщина стенок лодки на всем своем протяжении получается
ровной. Перед забивкой колышки рекомендуется окрасить яркой краской или чернилами.
После этого лежащее на подкладках (2 — 3 жерди) полуобделанное бревно перевертывают
дном вниз и закрепляют снизу клиньями для удобства дальнейшей работы, чтобы
оно не вертелось.
|
Рис. 1. Заделка охотничьего челнока. |
Обозначив линию по центру бревна (стороне, противоположной
дну), выбирают желоб—«ройку» шириной около 20 сантиметров, в середине челнока.
С носовой части и с кормы «ройка» шире (рис. 3). Далее долбят
теслой вдоль всего корпуса челнока до тех пор, пока не покажутся
окрашенные кончики колышков. Выдолбив челнок, приступают к разводке
бортов. Эта операция наиболее ответственная и трудная (рис. 4).
Надо положить челнок на специально сделанные козлы (подставки)
высотой около 70 сантиметров — дном к земле. Затем под ним разводят
небольшой равномерный костер. Дно челнока должно быть от пламени
огня на расстоянии 30 — 40 сантиметров. При этом надо внимательно
следить за тем, чтобы дерево (дно) не загорелось, а только подрумянивалось.
По нагревании челнок смачивают водой. От нагрева сырое дерево становится
более вязким и легко поддается разводке и не трескается. Затем
следует осторожно распирать борта в стороны, закрепляя между ними
заранее приготовленные распорки из гибких прутьев ивы — «тала»
диаметром около 1 —1,5 сантиметра. Таких распорок из прутьев ставится
в челноке 8—-12 штук. Если костер разгорается сильно, его слегка
поливают водой. По мере того как челнок обдержится, что обычно
бывает через 30 — 40 минут, продолжают разводку дальше, вставляя
новые, более длинные распорки из прутьев, и так до полного развода.
Разводка челнока длится 7—8 часов. За это время сжигается до кубометра
дров. Конец разводки определяется по дну, которое должно быть прямым
вдоль оси лодки. В случае дальнейшей разводки нос и корма сильно
поднимаются вверх, отчего дно становится изогнутым. Такой челнок
называют горбатым, он неустойчив на воде, нос его будет «задираться»
вверх.
|
Рис. 2, Размещение строжков по корпусу
челнока. |
После окончания разводки между бортами ставят 5—6 и более крепких
распорок диаметром до 5 сантиметров Правильно разведенный челнок
в середине (расстояние между бортами) будет около 85—100 сантиметров.
После этого внутреннюю сторону челнока начисто отстругивают рубанком.
Далее подбирают распорки — тагуны, вырубают их из природных кривых
сучьев или корней дуба, ели или березы. Ставить вместо тагунов
искусственно согнутую дугу нельзя, ибо в дальнейшем, намокнув от
воды, она разойдется, отчего челнок может треснуть. Тагуны крепятся
на расстоянии 80—100 сантиметров один от другого, идет их для челнока
обычно 4 — 6 штук.
|
Рис. 3. Желоб-„ройка". |
После того как тагуны хорошо подогнаны, их закрепляют болтами,
пропустив через боковую стенку челнока. Если нет подходящих металлических
болтов, их заменяют деревянными гвоздями-клиньями. В носовой части
из куска железа делают перемычку, за которую прикрепляют цепь.
В корме и по середине челнока делают лавочки.
|
Рис. 4. Разводка челнока над костром. |
Когда челнок окончательно выдолблен, к нему пришивают борта, для
увеличения его грузоподъемности, а также прочности, так как не
всегда удается найти дерево нужного диаметра.
Полностью готовый челнок надо хорошо просушить в тени на сквозняке.
Сушить на солнце не рекомендуется, так как он может лопнуть. После
просушки челнок следует просмолить.
|
Готовый челнок. |
Подогретой сосновой смолой промазывают челнок несколько раз с
обеих сторон. Просмолка заканчивается тогда, когда дерево перестает
впитывать смолу. Затем челнок несколько дней сушат на солнце —
в таком виде он уже не трескается.
Хорошо и правильно просмоленный челнок или пропитанный олифой
служит охотнику-спортсмену или рыбаку долгое время — до двух или
более десятков лет.
Варенышев Ю.