Дмитрий Дурасов
Ружьё Лебеды
Вообще надобно сказать, что старинные охотничьи ружья били кучнее, крепче и дальше нынешних ружей...
С.Т. Аксаков
Записки ружейного охотника |
Письмо
Уважаемый Дмитрий! Письмо Ваше получил. Желаю здоровья, здоровья и только крепкого здоровья, а остальное все само приложится. Да, ружья у меня есть. Вкратце о них сообщаю следующее:
1-е. Шомпольное двуствольное, пистонное ружье старинного мастера Антонина Винцентуса Лебеды в Праге. Ружье в ружейном ящике, к нему имеются все принадлежности. Стволы букетного Дамаска патинированны на коричневый цвет.
2-е. Шомпольное одноствольное ружье знаменитого мастера итальянского Лазаро Лазарино из семьи знаменитых оружейников Каминаццо. На шейке ружейной ложи - монограмма 1857 года, дворянская корона и буквы "КМГ". Ложа темного итальянского ореха с изумительной резьбой и лесной сценкой - "Благородный олень стоит во травах и цветах". Ружья знаменитых мастеров имеют немногие. Строго определенной цены на старинные ружья нет. Все зависит от случайных обстоятельств, знания своего дела и благородства человека. Я в прошлом паровозный машинист. Участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. С того времени я инвалид, дальше своего приусадебного участка ходить не могу. Извините за небрежно изложенное письмо. Болезнь терзает меня и путает мысли.
Жду Вашего приезда. С охотничьим приветом - Максим Максимович ".
Приезд
В городок я приехал вечером. Улица оказалась на самой далекой окраине. Я нашел домик Максима Максимовича и постучался. Ставни были плотно закрыты, свет нигде не горел, дом казался пустым и заброшенным. Минут через десять за забором кто-то заворочался, и меня спросили:
- Кого нужно?
- Максим Максимовича! Это Дмитрий из Москвы прие
хал! Он должен знать! - радостно закричал я.
Дверца приоткрылась, я увидел закутанную в платок фигуру в шинели.
- Проходите...
Я быстро юркнул за ворота и спросил:
- Максим Максимыч дома? Он не спит еще? Простите,
что так поздно побеспокоил...
Странная фигура ничего не ответила. Мы молча вошли в холодные сени с тускло светившей лампочкой, корытами, разнообразно висевшими на стенах, лавкой, на которой стояло ведро с плавающим резным ковшиком. Фигура согнулась в три погибели и исчезла за ситцевыми занавесками. Оглянувшись, я шагнул следом. Маленькая светелка была жарко натоплена. У стены виднелась узкая железная кровать, на ней лежал, укрывшись знакомой шинелью, худой и бритоголовый старик. Больше в комнате никого и ничего не было.
- Вы, товарищ, раздевайтесь, - сказал старик. - Вон
там, за занавеской, вешалка.
Я снял куртку и опустился на некрашеную табуретку у кровати.
В гостях
Мы пристально посмотрели друг на друга... Старик, глядя на меня, очевидно, соображал, тот ли я, за кого себя выдаю? И точно ли мне можно верить?
- Не думал, не гадал, что вы, товарищ, так скоро, так
внезапно приедете... - сказал наконец Максим Макси
мович.
- Мне многие старые охотники пишут и интересуются моими ружьями, но никто еще сюда не приезжал, вот вы какой ловкий...
"Неужели он тут совсем один?" - неожиданно подумалось мне.
- Разве вы один живете?
- Есть еще сестра Ольга Максимовна! - коротко ответил Максим Максимович.
- Она у меня больная и всего
боится. Вот и вас испугалась, говорит: "Он нас не зарежет ночью из-за твоих ружей-то?" - Максим Максимыч
вопросительно глянул на меня.
Я обернулся и успел заметить мелькнувшую за шторкой голову старухи, смотревшую с детским испугом. Мне поскорее захотелось кончить дело и уехать.
- Так ведь за ружьями моими приехали? - спросил
вдруг Максим Максимыч.
- А я замечательно бьющее ружье мастера Антонина Винцентуса Лебеды в Праге не продам! Умру вот скоро, так вам сестра продаст, а я, пока жив и существую, не отдам! Не отдам! - заволновался Максим Максимыч и, тяжело дыша, сел на кровать.
Больная коленка была замотана теплым шарфом, старик кряхтя поднялся и ушел за занавеску. Он долго звенел ключами, отмыкая кладовку, что-то ворчал, передвигая рухлядь, сестра ему помогала. Наконец Максим Максимович вышел с ящиками. С нетерпением я бросился навстречу и раскрыл ящики. В ящиках лежали, мягко утопая в тисненом зеленом бархате, два изумительных старинных ружья. В отдельных углублениях льдисто отсвечивали шомпола из черного полированного дерева, резные пороховницы, коробочки для пистонов из полупрозрачного рога...
- Какие раньше случались охоты! - воскликнул Максим Максимович.
- Много мы натешились забавой благородною с милой моей лебедушкой...
Я невольно оглянулся - старик прижал к груди и ласкал ружье Лебеды. Я тщательно осматривал другое. Очень легкое, прикладистое, с изящной ложей, словно светящегося изнутри итальянского ореха, покрытого тем особым, старинного секретного рецепта лаком, который не сходит и не стирается столетиями, длинным граненым стволом, чеканным, обронной работы, курком, змейкой закрученной охраной на спусковом крючке, загадочной полустертой надписью мастера - ружье прильнуло к моим ладоням и, казалось, отогревалось и оживало от долгого сна в ящике.
Я осторожно положил ружье на место. Старик неохотно передал мне "Лебеду".
С двумя массивными, дивного букетного Дамаска стволами, темно-вишневой ореховой ложей, с большими, причудливо изогнутыми курками, черного дерева шомполом и резной спусковой скобой - ружье было необыкновенно красиво. Спокойное достоинство, скрытая сила, гордое сознание собственной значимости были девизом этого замечательного оружия. Я близко поднес его к лицу и с наслаждением осмотрел каждый миллиметр поверхности.
На ружье было множество мельчайших трещинок, отметинок, едва заметных глазу ложбинок, металл потемнел от времени, узоры кое-где забились пороховым нагаром и остатками ружейного масла. Можно было представить, сколько утренних и вечерних зорь встретил с ним Максим Максимыч на вальдшнепиной тяге, сколько было пройдено лесными буреломами и в поле заснеженном первой порошей, по топким болотам, среди зарослей тростника и бесконечных камышовых стен... Старик сделал знак посмотреть под кровать, там стоял окованный белым железом сундук. Вытащив его на середку комнаты, я открыл заскрипевшую крышку и увидел, что сундук туго набит различными мешочками и коробочками. Под внимательным взглядом Максима Максимовича я стал осторожно развязывать мешочки, раскрывать коробочки.
Чего только не было в сундуке! Мельчайший, жемчужный, еще царской выделки дымный порох, позеленевшие пистоны, дробь и картечь всех номеров и самого высшего сорта, войлочные пыжи, прокладки, кожаные пороховницы и роговые дробовницы, ошейники для собак, поводки наборные, плетеные арапники! Два тяжелых мечевидных клинка для медвежьей охоты мастера Егора Самсонова в Туле, медный рог-валторна, стальные английские пулелейки и костяные манки для птиц, позолоченная рюмка-посошок и толстого стекла штоф с надписью: "Здорово, братцы-стаканчики! Каково поживали?" - и ответом: "Пей, дружище, пей! Увидишь чертей!" Великолепный, желтой тончайшей кожи ягдташ, расшитый разного цвета ремешками и шнурками, лежал на самом дне, рядом пропитанные жиром кожаные болотные сапоги "заколенники", меховые варежки, башлык из верблюжей шерсти и...
- Спать пора, - вздохнул Максим Максимыч и моргнул.
Глаза у него совсем слипались.
Я схватился за кошелек. Максим Максимыч взял деньги и, стараясь не глядеть на ружье, пододвинул мне ящик с ружьем Лазаро Лазарино.
- Никогда его не любил! - сказал он нарочно брезгливо.
- Уж слишком красиво для охоты настоящей, ломко и
прихотливо...
Прощание
Утром я очнулся от пристального взгляда. Вздрогнув, я поднял голову и увидел старуху. Она молча протянула мне красное яблочко.
- Спасибо, что приехали... - сказала старуха. - Нам пишут, а приехать никто не хочет, жалко им себя, в такую
даль ехать... А у нас похороны дороги. И тому дай и
другому - все деньги, а откуда нам их взять? Это я его
уговорила ружье продать... - горячо зашептала она, боязливо оглядываясь.
- Верно! - вдруг раздался голос. - Я бы ни за что не
продал!
- Слышали? - сказала старушка и, покачивая головой,
побрела в комнаты.
Я живо проглотил яблоко и пошел за занавески. Максим Максимыч сидел у стола и что-то писал. Увидев меня, он поставил точку и протянул листок. Я взял и начал читать:
ЛЕБЕДА |
"Лебеда " моя, лебедушка,
"Лебеда " моя пистонная,
Что давно висишь на гвоздике,
Точно лента похоронная ?
Что замки твои фигурные
Потемнели, запылилжя,
Что стволы твои зеркальные
Топкой ржавчиной покрылися?
А бывало, в лето знойное,
В зиму, в осень непогодную
Ты служила службу верную,
Теша удаль благородную.
И твои удары гулкие
В поле ветром разиосилися,
И под меткими зарядами
Дупель с вальдшнепом валилися.
Не один приятель в зависти
Звал тебя "проклятой пушкою",
А теперь висишь без дела ты,
Бесполезною игрушкою...
Знать, у старого хозяина
Горем силы падломилися,
Примахались руки крепкие,
Резвы ноги подкосилися.
В душу холодом повеяло,
Смяла сердце непогодушка,
Оттого и ты заброшена,
"Лебеда" моя, лебедушка... |
- Неужто это вы написали? - только и мог выговорить
я.
Максим Максимыч улыбнулся:
- Возьмите на добрую память о старом охотнике!
Через полчаса я попрощался и вышел. Старик с сестрой стояли на пороге и махали мне вслед. Прошло два месяца, и я получил посылку из городка. В большом, тщательно обшитом парусиной ящике лежало ружье Лебеды и клочок бумаги с крупными, нетвердо написанными буквами:
"Уважаемый товарищ! Максим Максимыч умер. Я его похоронила. Может, ему сейчас легко? Ружье, по последнему желанию покойного, предпосылаю вам. Берегите его - уж очень он его любил, привык и дорожил им. Прощайте, дай вам Бог счастья и здоровья!"
Дмитрий Дурасов