Производственная компания Сонар
Охота без границ. Питерский Охотник. Сайт для всех любителей охоты и рыбалки

Вход

Верхнее меню

Теги

Идеология воспитания, обучения и натаски ретривера


 
Жуковский П. В.
Специально для группы "Ретриверы и охота с ними"
Сайта Питерский охотник


Итак, перед вами стоит задача вырастить щенка ретривера послушным членом семьи и незаменимым помощником на охоте. Процесс воспитания, обучения и натаски, по сути, сводится к установлению полного контроля над ретривером. Для этого требуется контролировать только три вещи: его «мозги», его действия, его пасть. Рассмотрим эти составляющие.

1. Контроль «менталитета» ретривера. Прежде всего, мы должны контролировать собачьи «мозги», для этого собака должна найти свое место в иерархии стаи. Вы же должны находиться на вершине иерархической лестницы, быть вожаком стаи – «альфа-собакой». Большинство проблем в процессе воспитания, обучения и натаски ретриверов связаны с тем, что их владельцы не дали им четкое понимание о лидерстве человека перед собакой. Поэтому с первых же дней появления щенка в доме никогда не давайте ему повода усомниться в том, что вы являетесь вожаком.

Установление иерархии и контроля над собачьими «мозгами» неразрывно связаны с привязыванием и социализацией ретривера.

Привязывание – это доверительные отношения, которые устанавливаются между хозяином и собакой. Для собаки важнейшая часть процесса привязывания – это определение своего статуса в иерархии стаи, что позволяет ей четко знать границы своего поведения. Доверительные отношения с собакой формируются в процессе контакта руками, при кормлении и проявления внимания, которое маленький щенок получает от владельца. Чем больше внимания и заботы уделяется щенку, тем значительно проще натаскивать его в будущем.

Социализация – это нечто другое. Для социализации щенка необходим жизненный опыт пребывания в различной обстановке, самостоятельного знакомства с окружающим миром, что позволит собаке понять законы, которые правят окружающим миром. Согласно исследованиям, возраст щенка от 49 до 84 дней наиболее благоприятен для формирования привязывания и взаимопонимания между собакой и человеком. Этот период существенно влияет на отношение собаки к людям и обучению на всю оставшуюся жизнь. Никогда у хозяина не будет больше такой возможности сформировать привязанность щенка к себе или повлиять на его черты характера в такой степени, как это возможно в этот ранний период. Таким образом, в возрасте от 7 до 9 недель щенку оптимально обрести нового хозяина, покинуть родительский дом и приступить к знакомству со всем разнообразием окружающего мира. Здесь может таиться опасность, потому что в этом возрасте он не имеет полного комплекта прививок и не обладает достаточным иммунитетом по отношению ко многим опасным для его здоровья болезням, что накладывает ограничения на его контакты с окружающим миром. Но, тем не менее, под бдительным присмотром хозяина щенок должен познавать мир и контактировать с максимальным количеством людей.

Единственный способ научить щенка чувствовать себя в безопасности в любой обстановке – это дать возможность получить опыт нахождения в различных обстоятельствах. Громкие звуки, выстрелы (для начала на отдалении и в ассоциации с чем-либо приятным, например едой или лакомством), общение с различными людьми, знакомство с водой, полем, лесом, птицами, другими собаками – это малая часть вещей, с которыми должен познакомиться малыш. Такой опыт позволит избежать в зрелом возрасте многих проблем, например развития фобий по отношению к выстрелам или к воде. Этот период хорош для приучения щенка к поездкам в клетке в машине. Отсутствие опыта социализации ведет к неуверенности собаки в себе, а уверенность в себе – имеет первостепенное значение для охотничьего ретривера.

Безусловно, этот период важен для вас обоих – вы должны узнать друг друга досконально, чтобы понимать с полувзгляда. Этот короткий период определит ваши отношения с собакой на все последующие годы.

2. Контроль поведения (действий) собаки. Под контролем поведения я подразумеваю способность собаки на охоте в любой ситуации без колебаний выполнить задачу, поставленную хозяином. Этой способности ретривера обучают с помощью комплекса упражнений, который позволяет развить врожденные и усвоить приобретенные навыки, создающие воспитанную охотничью собаку.

Главный секрет обучения и натаски состоит в том, чтобы быть терпеливым и последовательным. Поведение ретривера строится через логическую, специальную серию занятий, начиная с игровых тренировок, привязывания, курса послушания, и через специальные обучающие упражнения, разработанные для повышения мастерства.

Обучение должно проводиться от простого к сложному. Нет более важного качества охотничьего ретривера, чем уверенность в себе. И нет более быстрого способа убить уверенность в себе у ретривера, чем провоцирование невыполнения команд, значение которых собака не знает или не понимает и поэтому не может выполнить. Всегда планируйте занятия таким образом, чтобы обеспечит успех в выполнении команд. На первом этапе перед натасчиком стоит задача – помочь собаке понять команду, дать ей возможность поверить в себя и хозяина. Это достигается в первую очередь за счет максимального упрощения упражнения и исключения любых отвлекающих факторов. После того, как команда понята собакой, навык закрепляется путем многочисленных повторения упражнения с небольшими вариациями и в различной обстановке, а затем упражнения усложняют путем увеличения расстояния, на котором выполняется команда, и введения отвлекающих факторов, например, изменения характера местности или растительности. Не торопитесь. Если в процессе натаски что-то у собаки не ладится, вернитесь на предыдущую ступень обучения.

Последовательность обучения и натаски ретривера включает следующие этапы.

1. Домашняя или дворовая работа — обучение навыкам в контролируемой обстановке.

2. Блок переходных занятий в поле — практические упражнения для закрепления навыков в смоделированных охотничьих ситуациях, включающих максимально возможное варьирование основных факторов, которые могут встретиться на охоте: характера местности, погодных условий, времени суток, присутствия других охотников с собаками, и прочее.

3. Занятия на охоте. Первые охоты с ретривером должны быть посвящены занятиям, а не добыче птиц. Внимание должно уделяться только собаке. Щенок не должен участвовать в охоте до тех пор, пока все базовые навыки не поняты и через переходный опыт не освоены.

3. Контроль пасти собаки. Не смотря на врожденный навык «природной» хватки, почти для всех ретриверов требуется в большей или меньшей степени доводка приемов взятия, хватки или подачи птицы.

Проблемы с собачьей пастью решаются через курсы «Усовершенствование хватки» (УХ) и «Принудительной тренировки хватки» (ПТХ). Цель курса УХ усовершенствовать хватку собаки таким образом, чтобы она брала, несла и подавала птиц правильно, не нанося им повреждений и не роняя их постоянно. Цель курса ПТХ — также решение проблем хватки. Но этот курс, кроме того, – способ установить жесткую иерархию в отношениях с хозяином и перестроить мозги собаки таким образом, чтобы она беспрекословно подчинялась любым командам хозяина. Хозяин собаки должен сам определиться: либо он использует программу УХ, решая только проблемы хватки, либо он вкладывает больше времени и сил в реализацию программы ПТХ.

Идея ПТХ не нова, она родилась в ХIX веке среди владельцев пойнтеров и сеттеров. Поскольку большинство собак этих пород не имели врожденного навыка подачи, перед охотниками встала дилемма: либо они сами приносят подстреленную дичь, либо они должны заставить сделать это собаку. Любой ретривер обязан иметь достаточно сильный врожденный навык и огромное желание находить, брать, приносить и подавать птицу. Программой УХ можно исправить проблемы, связанные с хваткой. Однако, если вы хотите обучить своего ретривера навыкам «высшего пилотажа», что требует беспрекословного подчинения собаки, вам не обойтись без курса ПТХ.

Воспитание и обучение ретривера это процесс, который начинается с появлением щенка в вашем доме и продолжается всю его жизнь. Ретриверы очень умные и интеллигентные собаки, смысл их жизни – служить каждую минуту своему хозяину. Безделье угнетает их и может привести к нежелательным проявлениям в поведении: рытью ям, гладанию палок, побегам. Напротив, регулярные занятия, включающие упражнения по отработке многочисленных навыков охотничьего ретривера, обеспечат собаке не только физические, но и интеллектуальные нагрузки. Все это не только укрепит вашу связь с собакой, поддержит её в хорошей физической форме, повысит её охотничье мастерство, но и сделает ретривера по-настоящему счастливым.

Жуковский П.
Специально для группы "Ретриверы и охота с ними"
Сайта Питерский охотник


Группы: