Simson & Со, Suhl (Thur)
(Зимсон и Ко в Зуле)
Среди российских охотников вряд ли отыщется человек, который не слышал бы о зимсонах. По своей популярности зимсоны уступали только зауэрам. А знатоки не без основания считают двустволки одного из крупнейших концернов Германии лучшими из довоенных ружей серийного производства.
Почему мы называем их «зимсоны»? Где и когда выпускали ружья с фабричным клеймом SIMSON.
В местечке Домберг под Зулем гордо возвышается одинокая вилла. Но бывшая резиденция семьи Симсонов – нечто большее, чем просто вилла богатых людей.
Симсоны и Зуль – неотъемлемая часть истории германской промышленности. Звучит непривычно, но именно благодаря Симсонам город приобрёл свою всемирную славу.
Первый из семейного клана – торговец Либман Симсон (именно так, на еврейский манер, произносится фамилия всех поколений известных промышленников) – появился в посёлке Хайнрихс в 1766 году. В Германии к торговым евреям относились с предубеждением, и лишь столетие спустя представители династии – Лёв и Мозес – самостоятельно повели дело на рынке Тюрингии. В 1856 году они купили фабрику «Хайнрихс-Хаммер», заложив первый камень в основание своих будущих заводов.
С окончанием франко-прусской войны в Европе на некоторое время установилось затишье. Спроса на боевое оружие почти не было, поэтому после 1880 года в Зуле на первый план вышло изготовление ружей охотничьих. А выпуск двустволок под маркой SIMSON начался в 1890-х годах.
В отличие от владельцев других заводов Зуля, Симсоны отличались нестандартными подходами в развитии производства. В 1896 году сын одного из братьев – Герсон Симсон – купил соседнюю фабрику и начал выпускать велосипеды. На рубеже веков на предприятиях семейной династии было занято 1200 человек – намного больше, чем на заводах других фирм Тюрингии.
Дело умершего в 1904 году отца унаследовали сыновья – Артур и Юлиус. Фирма выпускала широкий ассортимент товаров – от ружей и велосипедов до детских колясок и кухонной утвари.
Важнейшей вехой в развитии компании стало производство легковых автомобилей. Произошло это в 1908 году. Правда, в 1934 году завод отказался от их выпуска, но именно автомобилестроение послужило основой для дальнейшего роста предприятия.
После поражения в первой мировой Германии по Версальскому договору запрещалось производство военной продукции. Исключение было сделано только для SIMSON & Co. Всего за три года – с 1924 по 1927 – оборот концерна вырос почти в 3 раза – с 7 миллионов рейхсмарок до 20 миллионов. Сумма по тем временам просто фантастическая.
Успехи фирмы вызвали зависть конкурентов. В Тюрингском государственном архиве хранится донос, датированный мартом 1933 года. В заявлении владелец завода «Фриц Вальтер и сын» обвиняет братьев Симсонов в мошенничестве. Аналогичные доносы поступали в гестапо и от других зульских фабрикантов.
В следующем, 1934 году, против Артура Симсона было выдвинуто официальное обвинение, что он, якобы, осуществлял поставки оружия для рейхсвера по завышенным ценам. Надуманные обвинения властей, на самом деле, легли в основу плана национализации предприятий, который вынашивал гауляйтер Тюрингии Фриц Заукель. Правда, режим Гитлера в то время был ещё не настолько силен, чтобы национализировать заводы лишь на основании того, что их владельцы – евреи. Но уже через год, в ноябре 1935 года, арестованный Артур Симсон в присутствии сотрудников гестапо подписал документ, согласно которому в собственность государства отходил завод в Зуле. Только после его освобождения из-под ареста вся семья уехала сперва в Швейцарию, затем в Лондон, а оттуда – в США.
После национализации предприятия семьи Симсонов был создан новый оружейный концерн, получивший название BSW (Berlin – Suhler Waffen-und Fahrzeugwerke). Через несколько месяцев в него вошла и фабрика в Ваймаре, выпускавшая оружие и грузовые автомобили, и также принадлежавшая Симсонам. В июне 1936 года эта промышленная группа, в свою очередь, была передана в собственность учреждения Вильгельма Густлова под названием Gustloff-Werke, основанного Ф. Заукелем. Но, несмотря на столь сложную реорганизацию, в Зуле непрерывно продолжался выпуск высококачественных охотничьих ружей с фабричным клеймом «Зимсон и К°, Зуль» (SIMSON & Co. SUHL). В России эту оружейную марку принято писать в соответствии с правилами немецкого произношения – «Зимсон».
С 3 июля 1945 года округ Зуль переходит под управление советской военной администрации. Бывшие заводы BSW переименовываются в SIMSON 7 Co. S.A.G. AWTOWELO SUHL (S.A.G. означает Sowjetische Aktien-Gesellschaft, т.е. «Советское акционерное общество «АВТОВЕЛО»).
На основе плебесцита, проведённого в Саксонии весной 1948 года, оружейные заводы Зуля национализируются. А 1 апреля 1953 года из нескольких государственных фабрик, имевших статус народного предприятия (это, в частности, фабрики C.G. Hanel, Sauer & Sohn, Gebruder Merkel, Greifelt & Co.), образуется юридически самостоятельное объединение VEB Ernst Thalmann Werke Suhl. И до 1969 года на заводах этого объединения выпускали ружья под марками Sauer, Hanel, Merkel, TW-Suhl.
В том же 1953 году советское акционерное общество «Зимсон – Автовело» переименовывается в VEB Fahrzeug und Geratewerk Simson Suhl. Наряду с охотничьими ружьями на заводе делали мотоциклы, мопеды и мотороллеры. В декабре 1968 года это предприятие прекратило выпуск ружей, сосредоточив усилия на производстве исключительно транспортных средств. Однако товарный знак SIMSON решили сохранить.
В 1969 году изготовление ружей с формальной надписью SIMSON передаётся на один из заводов нового объединения VEB Fahrzeug – und Jagdwaffenwerk Ernst Thalmann Suhl, которое с 1970 года становится, в свою очередь, составной частью комбината по выпуску двухколёсных транспортных средств и спортивного оружия – IFA Kombinat fur Zweiradfahrzeuge.
В 1990 г., после воссоединения ФРГ и ГДР, предприятие, выпускавшее оружие под эгидой промышленной группы VEB Fahrzeug – und Jagdwaffenwerk Ernst Thalmann Suhl, выделяется в самостоятельную компанию. Новая фирма получает название Jagd – und Sportwaffen Suhl GmbH. Она продолжает выпуск спортивного оружия под маркой SIMSON еще три года. Наконец, с 6 сентября 1993 г. с образованием Suhler Jagd – und Sportwaffen GmbH. Товарный знак SIMSON с оружия исчезает.
Таким образом, надпись SIMSON наносилась на ружья сто лет. Хотя, понятно, что с января 1969 года по сентябрь 1993 года к знаменитой фирме Simson & Co Suhl эта надпись имела чисто символическое отношение.
За столетие под маркой SIMSON выпущены тысячи и десятки тысяч ружей самых разных типов: охотничьи и спортивные, курковые и бескурковые, гладкостволки и штуцера, вертикалки и горизонталки, карабины, тройники и четырёхстволки.
Наибольшее количество моделей создано в 1920-1940 годы. Только в фабричном каталоге начала 1930-х годов представлено тридцать моделей гладкоствольных, нарезных и комбинированных ружей. Качество довоенных изделий было очень высоким. У наших знатоков особенно ценятся бокфлинты высокого разбора моделей 46, 47, 48, а также садочные двустволки (Taubenflinten), которые выпускали под маркой SIMSON до 1944 года.
По объёму производства фирма намного превосходила все другие германские предприятия. Например, в 1930-х годах фабрика «Зауэр и сын» в год изготавливала 18 тысяч охотничьих ружей, фирма «Братья Меркель» - около одной тысячи, а вот зульский завод «Зимсон и К°» ежегодно выбрасывал на мировой рынок свыше 30 тысяч. Большая часть экспорта предназначалась для США.
Кстати, наряду с охотничьим оружием фирма SIMSON & Co. поставляла мелким производителям колодки и стволы. Поэтому на старых немецких ружьях можно обнаружить зашифрованное обозначение этого предприятия-поставщика. С 1937 по 1940 год заводы BSW – Gustloff-Werke клеймили свою продукцию цифровым кодом «337». С 1940 по 1945 год – буквенным кодом «bsd» и «bed» (фабрика в Ваймаре), кодом – «dfb» (фабрика в Зуле).
До второй мировой оружие с маркой SIMSON в СССР официально не экспортировалось. Впервые наши охотники познакомились с изделиями фирмы после войны.
Поначалу это были немногочисленные трофейные экземпляры, привезённые советскими офицерами. Но уже в 1947 году в страну поступили первые репарационные зимсоны. Качество этих ружей почти не уступало довоенным, поскольку изготавливали их из задела, уцелевшего в цехах BSW-Gustloff-Werke после трёхмесячного американского присутствия в Тюрингии (с 3 апреля по 3 июля 1945 г.). За это время янки «порезвились» - они растащили хранившееся на складах Зуля наиболее дорогое оружие, вывезли со многих фабрик новейшие станки, технологическое оборудование и даже… напильники. То ли по иронии судьбы, то ли по каким-то другим причинам не пострадали лишь бывшие заводы семьи Симсонов. Американцы не тронули хранившиеся на складах ружья, заготовки коробок, стволов и прочие детали. Именно с этого предприятия советская военная администрация решает начать в Зуле восстановление оружейного производства. Через несколько месяцев возобновляется изготовление ружей и на фабрике «Братья Меркель».
Развитию именно этих двух предприятий советское военное командование придавало очень важное значение.
В январе 1946 года генерал-майор Колесниченко, курировавший восстановление оружейной промышленности, обсуждает с ведущими зульскими производителями план выпуска на год. Фирма «Зимсон-Автовело» берёт обязательство изготовить 13,5 тысяч двустволок – больше, чем все остальные предприятия вместе взятые (в том числе и «Зауэр и сын»). Эти ружья поступают в СССР в счёт репараций, то есть возмещения ущерба, причинённого Германией во время войны.
Раскол Германии в 1949 году и потеря западногерманских поставщиков сырья подорвали производственные возможности «Зимсон-Автовело». В 1952 году получение качественной ореховой древесины и специальной крупповской стали становится большой проблемой. Плохой материал и связанное с этим ухудшение качества оружия снижают доверие клиентов, а количество заказов от иностранных оптовиков уменьшается. Правда, с заключением договорных отношений между ГДР и СССР в сентябре 1955 года качество зимсонов вновь улучшилось. Этому во многом способствовали поставки в Восточную Германию высококачественного кавказского ореха и тигельной ижевской стали марки 50А, которую на стволах ружей маркировали четырьмя кольцами.
С 1963 года экспорт немецкого охотничьего оружия в СССР прекратился, однако фирма продолжала выпускать свои старые модели для внутреннего и внешнего рынка. Кстати, завод всегда отдавал предпочтение хорошо отработанным конструкциям и проверенным временем моделям. А для промышленного производства это, пожалуй, самое главное.
На своё бескурковое оружие фирма ставила пять типов ударных механизмов:
Замки системы «Энсон и Дили» с верхними шепталами, двухпёрыми пружинами, лежащими в пазах подушек колодки, и курками без отбоя, выполненными за одно целое с бойками (серийные модели с горизонтальными стволами);
Замки модифицированной системы «Энсон и Дили» с верхними шепталами и двухпёрыми пружинами позади курков. Сами курки – разновысотные, со смещёнными к средней линии коробки ударниками. Левый курок высокий – для верхнего ствола, правый – короткий и массивный – для нижнего (серийные бокфлинты и вертикальные двойники);
Замки системы «блиц» с нижними шепталами и двухпёрыми пружинами позади курков (серийные вертикалки);
Замки на боковых досках типа «Голланд и Голланд» с подкладными V-образными пружинами и перехватывателями курков (дорогие садочные ружья моделей 48, 200, Monte Carlo);
Замки на боковых досках с обратными V-образными пружинами и перехватывателями курков (штучные модели с горизонтальными стволами).
Качество зимсонов уже давно не нуждается ни в какой рекламе. Садочные двустволки – предмет постоянных поисков коллекционеров, независимо от года их выпуска. На аукционах цена садочных ружей в состоянии in new колеблется от 1500 до 3000 долларов.
На российском вторичном рынке подержанные серийные модели уходят (в зависимости от состояния) за 200-1000 долларов. Их востребованность, а главное цена служат великолепной иллюстрацией того, что зимсоны – отнюдь не массовый товар.
Марка SIMSON на вашем скромном ружье – не просто визитная карточка ушедшей в небытие старинной оружейной династии, это не только символ определённой эпохи. Нет, SIMSON – это прежде всего старая добрая двустволка, это ружьё истинного охотника, чтобы ни утверждали приверженцы полуавтоматов и помповиков!
Юрий Маслов. МАСТЕР РУЖЬЕ, № 69