Весна света или «глухарь уже чертит»
Середина минующего февраля
порадовала всех нас обилием солнца.
Чудесные стояли деньки. Всем увидевшим
посвящается.
Михаил Михайлович Пришвин не случайно использовал специальный термин для определения первой фазы весны:
«Москва лежала, покрытая звездной порошей, и, как тигры по хребтам гор, везде ходили по крышам коты. Сколько четких следов, сколько весенних романов: весной света все коты лезут на крыши.
И даже когда я спустился вниз и проехал по улице Горького, радость весны света меня не оставила. При легком утреннике в лучах солнца была та нейтральная среда, когда пахнет самая мысль:
подумаешь о чем-нибудь, и этим самым запахнет.
Воробей спустился с крыши Моссовета и утонул по шею в звездной пороше. Он до нашего прихода успел хорошо выкупаться в снегу, а когда ему из-за нас пришлось улетать, то от ветра его крыльев разлетелось вокруг столько звездочек, что кружок почти в целую большую шапку почернел на асфальте.»
Что поделать? Солнце, рожденное на заре года, взрослеет день ото дня. Человек в такие дни тянется поближе к создателю, в леса и на природу. Только здесь, грань между зимой и весной стирается до предела. Снег лежит совсем нетронутым. Ни тебе капелей, ни льда на тропинках. По-зимнему крепкие минус двадцать к рассвету (минувшая суббота 23 февраля, север области. В городе температура опускалась не ниже десяти мороза). А между тем, весна – весна света, уже на дворе. И пусть последняя скрипка зимы еще впереди, в воздухе отчетливо пахнет новой жизнью.
Это время, для нас с Андреем, начало беспокойной поры. Длинных походов по бескрайним цепочкам болот, уцелевшим осколкам юго-западной тайги. Маршруты бесконечных странствий в поисках лесного петуха и косача.
Вторая половина февраля выдалась малоснежной и в пути встречается множество лосиных переходов и откровенных стоянок сохатого. Цепочки куницы и горностая. До прилета птиц еще месяц-полтора. Рано, еще совсем рано. Чертит ли глухарь?
Литература описывает особенности поведения мошника. Обратимся к Р.Л. Потапову и его труду «Годовой цикл жизни тетеревиных птиц»:
«Чем севернее живут тетеревиные птицы, чем суровее и длиннее зима, тем резче и отчетливее их связь с первой фазой весны....
Признаки брачного оживления наших птиц проявляются в солнечные мартовские дни, когда еще свирепствуют морозы и лежат глубокие снега. Образ жизни у них пока еще совершенно зимний — основную часть суток они по-прежнему находятся в подснежных камерах, хотя нередко на дневной отдых устраиваются на солнцепеке в неглубоких поверхностных лунках в защищенных от ветра местах. Но постепенно все больше и больше времени птицы проводят на открытом воздухе, а с уплотнением поверхности снега и образованием мартовских настов все чаще бродят по снегу, проходя без видимой цели значительные расстояния. В особенно теплые дни самцы начинают выполнять уже некоторые элементы своего брачного ритуала: поднимают хвост, слегка отставляют в стороны приспущенные крылья и, взъерошив оперение, делают так называемые пробежки — быстрыми шагами проходят по прямой несколько метров. При этом на рыхлом снегу остаются характерные следы, обрамленные полосками от кончиков крыльев,— так хорошо знакомые орнитологам и охотникам «чертежи».
Наши первые наблюдения чертежей относятся к 2008 году. Тогда обнаружили свой первый и, по-прежнему самый полноценный глухариный ток. Хотя с того времени нашли еще 9 точек токования, первая находка по прежнему остается самой «дикой», близкой сердцу и дорогой. Найденные в то время чертежи оставались и самыми ранними и относились к 10 марта 2008 г. Конечно такие наблюдения далеки от научных. Современные условия заставляют крайне осторожно относиться к своим находкам и не посещать наиболее ценные места до появления проталин. Тем не менее, нам еще не приходилось находить чертежи в феврале. Хотя, крупный исследователь экологии тетеревиных Олег Измайлович Семёнов-Тян-Шанский, опираясь на многолетние наблюдения, приводит данные о первой встрече чертежей на глухариных токах. Разброс при этом (в условиях приполярья) довольно существенный – начиная с третьей декады февраля и до половины второй декады марта. Всегда хотелось найти чертежи пораньше.
На день защитников отечества традиционно отправились в лес на север области, дабы пройтись по заметкам прошлого года в поисках новых токов. В последний выход в эти угодья удалось обнаружить несколько скоплений глухаря, кормовые наброды, да и только. Вопрос начала чертежей и наличия в этих местах действующего тока оставался открытым. Полноценных снегопадов не было уже давно и мы застали на месте многочисленные «буранки» и местами лыжни, тянущиеся по лесным дорогам, вдоль делянок и к болотам. Места оказались довольно посещаемым в зимнее время, но должны быть труднодоступными в весенний период, из-за разлива рек.
Все ожидания полностью оправдались. Сначала вышли к покошенному остову шалаша, в километре от известного тетеревиного тока, и увиденное стало находкой. Затем на более верном месте удалось убедиться, что токовое возбуждение уже в полной мере овладевает тетеревиными стаями. Время было к обеду, но по всем признакам рано утром протекал полноценный тетеревиный ток. На душе расцветало.
Охватило еще большее волнение, когда после трапезы вышли на совершенно свежую лыжню, уходящую на болота ровно к заметкам прошлого года. Судя по следам, человек прошел на место и уже вернулся. Так и вышли к первым на новом месте и самым ранним в карьере глухариным чертежам. Да, они оказались единичными, ток посещаемым, но радость находки от этого нисколько не потускнела.
Глухарь уже чертит!
p.s. Через неделю удалось на практике проверить тезис о том, что ранее токовое поведение обычно прерывается неблагоприятной погодой. К выходным 2-3 марта вновь установилась ясная погода, и -19 в городе превратились в -30 на месте. На неделе прошел довольно существенный снегопад и рассчитывать приходилось только на совершенно свежие следы. Отнюдь, на проверенном глухарином месте из под выпавшего снега отчетливо виднелись цепочки и зигзаги, но из свежих удалось обнаружить лишь несколько набродов без явного токового поведения. Полевики при этом этом все же отметились на излюбленном месте, по цепочкам следов можно было живо представить картину разгорающегося уже тетеревиного тока. Волна света сыграла свою роль, и зов предков оказался сильнее нагрянувших морозов. Тем не менее утренние заботы не помешали ни тетеревам, ни глухарям, залуниться, и к обеду они поднимались из своих снежных келий ровно из под лыж.
Михаил Мухортов
Нижегородская обл. 23 фев. 2013г., 03 мар. 2013 г.
Дополнительные зарисовки: