Добавлю об аккумуляторах.
Очень важным элементом обеспечения мобильной связи является питание радиостанции. Как правильно эксплуатировать аккумуляторы? На каких типах допустима глубокая разрядка? Какие подвержены эффекту памяти?Сколько по времени можно заряжать и какими токами? От знания правильных ответов на эти вопросы и последовательности применения их на практике зависит долговечность службы блока аккумуляторной батареи вашей радиостанции.
Наиболее распространены следующие типы:
LiIon, NiCd, NiMH
NiCd и Mh это наиболее распространенные типы. Стандартный заряд для обоих типов - ток 1/10 от емкости в течение 14-16 часов. Производители аккумуляторов с наименьшим током саморазряда-Sanyo Eneloop и GP ReCyko. Это аккумуляторы типа LSD(Low Self Discharge), т.е. с очень низким током саморазряда.
Саморазряд у NiMH этих производителей всего 10% за год.
Саморазряд у NiCd в пределах 10% в первые сутки после зарядки и примерно по 10% каждый месяц.
Кадмиевые (NiCd) подвержены эффекту памяти, т.е. перед зарядкой их нужно разряжать до 0,9-1в на элемент. Также у них небольшая емкость (потолок 1000 ма/ч для АА) Зато кадмиевые аккумуляторы способны отдавать большой ток. Потому достаточно широко используются в блоках аккумуляторов профессиональных и любительских р.станций и др. аппаратуры, требующей токов большой величины в течении небольшого промежутка времени. Работают на передачу до последнего, пока не отключится контроллером станции.
Металгидридные слабо подвержены эффекту памяти, имеют почти втрое большую емкость, но они обладают меньшей отдачей тока чем кадмиевых. При их разряде станция еще слышит(принимает), но уже не "говорит"(не встает на передачу).
И те, и другие, можно заряжать ускоренно. Duracell сечас рекламирует 15-минутную зарядку где токи достигают 6-7А. Но в этом случае нужен очень хороший зарядник, с контроллером, и явно не из китайских GP и иже с ними.
Разряжать до упора LiIon и NiMH нельзя. Если в блоках первых как правило стоят схемы защиты (при падении напряжения аккумулятор отрубается), то в блоках NiMH таких схем обычно нет, и от глубокого разряда они погибают.
Про время зарядки - это зависит от того какую зарядку использовать. Возможно быстрая зарядка может работать вроде бы не со всеми аккумуляторами. Нужно брать аккум, который допускает быструю.
Для литий-ионных аккумуляторов нужна спецзарядка, и им вреден сильный разряд. Кадмиевые живут нормально, особенно там где нужны большие разрядные токи. Металлгидридные неплохи, но у них меньше циклов чем у кадмиевых, правда ввиду того что емкость почти в 2,5 раза больше- получаются выгоднее. Из плюсов металлгидридных - их можно подзаряжать, но нужен зарядник с микроконтроллером.
При зарядке кадмиевые остаются холодными, а металлгидридные греются, поэтому в быстрых зарядках бывают даже вентиляторы для охлаждения.
Для литий-ионных очень вредна низкая температура. При замораживании аккумулятор безвозвратно теряет от 1/3 до 1/2 первоначальной емкости. При следущей заморозке еще столько же от оставшейся. Потому в морозы рекомедуется носить под одеждой.
У NiMh и Ni-Cd емкость при заморозке до -20C составляет 20% от номинальной. Восстанавливается до перовначальной при отогревании. Тем не менее на морозе есть перспективы остаться без связи из за потери емкости. Потому в морозы тоже носим под одеждой.
Производитель Li-ion аккумуляторам гарантируют максимум 2 года жизни, при правильном уходе, который заключается в том что Li-ion в ноль разряжать не рекомендуется, и долго разряженными не держать, заряжать сразу при возможности.
У Ni-Cd и Ni-Mh ресурс порядка 1000 и 800 циклов заряд-разряд. При ежедневном использовании-обеспечивает работоспособность в течении примерно 3-х лет. При недельном цикле (выезд на выходные) до 5-7 лет.
У Li-ion ресурс порядка 500 циклов. Делим цифры лет на 2.
Ni-Cd и Ni-Mh после покупки требуется произвести формовку: сделать 2..5 циклов заряд/разряд.
Ni-Cd вредны циклы с неполной разрядкой.
Ni-Mh циклы подзарядки могут быть сколь угодно короткими. Частичный разряд предпочтительнее полного.
Оба типа требуется хранить полностью заряженными.
Li-Ion подготовки к эксплуатации не требуют. Достаточно зарядить обычным способом (через штатные схемы управления) и начать использовать.
Li-Ion частичный разряд предпочтительнее полного. Некоторые элементы не допускают подзарядку если напряжение упало ниже критического уровня. Должны хранится заряженными. Хранение при полном разряде ускоряет старение.
Немного сумбурно, но может кому полезно.
ВСЕМ 73!! RA9YGB