И так, действительно, на Руси жил некий, в последствии Покровитель охотников и рыболовов Святой Великомученик и Чудотворец Трифон.
Пострадавший в III в. великомученик и чудотворец Трифон известен как изгонитель бесов и имеющий власть над животными, наносящими «вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам», как говорится в заклинательном чине греческих и славянских требников. По свидетельству свт. Николая (Велимировича), в Старой Сербии в его день 1(14) февраля на виноградниках служился молебен, поэтому там он иногда изображается с особым виноградарским ножом в руке. На русских же иконах он в виде всадника на белом коне с соколом — согласно явленному им в Москве чуду, за что и почитается у нас как покровитель охотников и безотказная «скорая помощь» в различных житейских нуждах.
Согласно Житию, Святой Трифон с юных лет был распространителем христианской веры и прославился чудесами. У него был дар исцелять болезни, изгонять бесов. Существует предание, что однажды на охоте у Великого князя Московского и всея Руси Ивана Калиты, улетел любимый кречет, и князь приказал сокольнику, во что бы то ни стало, разыскать его. На третий день безуспешных поисков, уставший сокольник уснул под деревом с молитвой к Святому Трифону на устах. Во сне к сокольнику явился Трифон с княжеским кречетом, а когда сокольник проснулся, потерянная птица была в его руках. На месте где сокольничему явился Святой, недалеко от Марьиной рощи в 1492 году была построена белокаменная церковь Святого Трифона.
Целокупные мощи чудотворца с IX в. почивают в кафедральном соборе черногорского г. Котор. Покровителем этого красивейшего средиземноморского порта и является св. вмч. Трифон.
Естественно, раз есть святой, есть иконы, конечно же существуют и молитвы, которые должны его прославлять и с помощью которых люд мог бы поклоняться ему, просить о помощи и благодарить за полученные добродеяния.
Молитва Святому Великомученнику и Чудотворцу Трифону:
О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем к тебе прибегающим, и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, почитающих святую память твою, и предстательствуй о нас пред Господом на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, святый мучениче и чудотворче Трифоне, в великих чудесех возсиявый, прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молился еси за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде, беде, печали и болезни душевней или телесной призывати начнет святое имя твое, той избавлен будет от всякого прилога злаго. И якоже ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Буди нам тогда помощник, и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с лики святых у престола Божия. Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков. Аминь.
Не только Св. Трифону поклонялись наши предки перед уходом на рыбалку или охоту. В православной церкви есть множество молитв и заговоров на удачную охоту, рыбалку и пр., некоторые представляю Вашему вниманию:
Молитва перед охотой
Господи, Боже благослави. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверями, из двора воротами, путем-дорогою – в чистое поле, в черные леса и зеленую дубраву, на промыслы, промышлять всякого зверя и всякую птицу. Стану я, раб Божий(имя), в чистом поле на восток лицом, на запад хребтом, и помолюся я, раб Божий (имя), матери Пресвятыя Богородицы: снеси, мать Пресвятая Богородица, Владычица, Духа Святого с небес, настави мя, Госпоже, раба Божия (имя), ходечи в темных лесах промышляти всякого зверя и всякую птицу. И сохрани меня, мать Пресвятая Богородица, Владычица, своею ризою нетленною, Дух Свят после небес – от уроков и от призоров, и портежи, и от своей думы, и от своей мысли, и от товарищевой думы, и от товарищевой мысли, и от всякого лихого человека и завидливого глаза, и от старца, и от старицы, от еретика, от колдуна и от колдуньи, от ведуна и от ведуньи, от кудесника и от кудесницы, от клеветника и от клеветницы, от красноглаза и от белоглаза, и от черноглаза, и от беловолоса, и от русоволоса, и от красноволоса, и от черноволоса, и от двоезуба, и от троезуба, и от двоежена, и от троежена, и от сопливца, и от возгривия, и от пучеглаза, и от кривого, и от слепого, и от плешатого, и от попа, и от попадьи, и от белоголовки, и от двоеголовки, и от челоголов, и от вдовца, и от вдовицы, и от отрока, и от откровицы, и от жосоля, и в тай смотрящих, и вьявь смотрящих, и с хвоста смотрящих, из избы смотрящих, из окна смотрящих, и сквозь околицу смотрящих, из дверей смотрящих, из сеней смотрящих, из ворот, из-под ворот смотреть, из тыну смотреть, и встречу идучи смотрящих из зади идучи смотрящих. И сохрани мя, пресвятая, пречистая Богородица, Владычица, пошли духа Святого с небес и меня, раба Божьего (имя), ризою нетленною сохрани от уроков и от призоров, и от портежев, и от своей думы, и от своей мысли, и от товарищевой думы, и от товарищевой мысли, и от всякого лихого человека и от завидливого глаза. Чтоб меня, раба Божия (имя), никто не мог ни поткнуть, не испортить, ни думою подумать, ни мыслию помыслить. Хто не мог из меня, раба Божия (имя) и крови испить, и от бы меня, раба Божия (имя) не поткнуть , не испортить. И кто не может в леси лесу исчитать, и тот не мог бы меня, раба Божия (имя), испортить. И хто не может в лесу хвои исчитати, и тот не мог меня, раба Божия (имя), не поткнуть, не испортить, ни думою подумать, ни мыслею помыслить не в окры месяце, не в перекрое месяце, не в окрыт месяце, не в ущербе месяце, не в межных днях, не на утренней заре, не на вечерней заре, не на восходе солнышком, репо закату солнца, ни в день при солнце, ни в ночи при месяце, не в утрях рано, не в вечерях поздно. Постави Госпоже, мать, пресвятая Богородице, Владычице, Дух Свят с небес, закрой своею ризою нетленною и кругом меня, раба Божия (имя), тын железный от уроков и от призоров, и от протежев, и от своей думы, и от товарищевой думы, и от своей мысли, и от товарищевой мысли, и от земли до небес, и от неба до земли, во все четыре стороны, - и чтоб меня, раба Божия (имя), никто не мог поткнуть, не испортить, ни думою подумать, не мыслию помыслить отныне и до века. Ныне и присно и во веки веков. Аминь. Выйди промышлять в лес, стань на восток лицом, на запад хребтом и проговори на топь и плюнь на себя и разотри трижды.
Заговоры на охоту и рыбную ловлю
На удачную охоту: «Встаю, (имя), раным на рано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, бранным, тонким полотенцем; пойду, (имя), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я это збрую ставить на белых и на ярых зайцев. Как же катятся ключи, притоки во единый ключ, так бы катились и бежали всякие мои драгоценные звери: серые, ушастые, долгохвостые волки и черные медведи и красные брунастые лисицы, и белые и ярые зайцы и зайни; назад бы они не ворочались, а посторонних бы не бегали. Во веки веков».
На удачную охоту: «Как я, (имя), пойду по коломному промыслу, увидел у меня куломка, лежит у меня в куломке зайчик, лежит; у меня сердце возрадовалось и взвеселилось и кровь во мне закипела – и тако же бы и в зайчиках белых, ярых, черноухих, короткохвостых. Идите по колмному промыслу, увидите, у меня куломка стоит; у куломки осиново прутье сторожевое,- так бы у вас сердце возрадоволось и взвеселилось, кровь у вас закипелась. Пейте и ешьте, и веселитесь век по веку, отныне и до веку».
Охота на зайцев: «Встану я, (имя), засветло, умываюсь ни бело ни черно, утираюсь ни сухо ни мокро. Иду я из дверей в двери, из ворот в вороты, в чисто поле, к лесу дремучему; а из леса дремучего бегут ко мне навстречу двадцать сатанаилов, двадцать дьяволов, двадцать леших, двадцать полканов — все пешие, все конные, все черные, все белые, все высокие, все низкие, все страшные. Стали предо мной те сатанаилы, те дьяволы, те лешие, те полканы,стали на мою услугу и подмогу. Подите вы, сатанаилы, дьяволы, лешие и полканы, в (такой-то) остров, пригоните русаков и белаков на мои клети поставныя: сумеречныя, вечерныя, ночныя, утренния, полуденные, пригоните, остановите и в моих клетях примкните».
Перед охотой на птиц: «В темном лесе, в сизом тумане живет птица полетуха на поляне, на большой березе, на горькой осине, есть там гуси и серые утки и разная птица, тетерев и синица. У них крылья подломлены, они не летают, по земле порхают, их не дробью бить, руками ловить, они к стрельбе глухи, стрелка не видят, пороху не слышат, от дроби не улетают, в ягдташ попадают. Перо их бело, мясо вкусно, и их обильно, как мошек перед дождем».
Перед охотой на птиц: «В чистом поле, в темном лесе, в тумане превеликом есть птица полетуша, есть серые гуси, сизыя утки. У них бы крылья подломились, сами бы опустились, перья оборвались и сели бы на бугор высок, и чтобы меня, (имя) не видели и стрельбы моей не слышали, и долетела бы до них дробь, как вольное перо». Нужно взять с собою кусок хлеба или мяса, на который наговаривать.
Перед охотой на птиц: «Так бы у меня, (имя), собака не отбегала, птица не улетала, всякая живущая птица: ряб и рябушка, копала и тетерка, и косачушка, серая, малая утица, — как птица не может летать от гнёзда своего, от детей своих, так не бойся и не страшись лаюшек кобелей моих и меня, (имя), не бойся и не страшись ни окр оружейнаго, ни дыму пороховаго, ни боя огненнаго. Радуйся, птица, и веселись по всяк день, по всяк час и по всякое время: утром рано, вечера поздно, в ветхи месяц, в новы месяц и в меженных днях перекройных. К тем моим словам — небо и земля, ключ и камень».
На удачную рыбалку: Придя на место ужения, прежде чем закинуть удочки, произносят шепотом следующий заговор:»Окуни, и щуки, и линищи в руку, подходите к сему месту, место это водное и для вас пригодное, есть для вас кормушка, и червяк, и мушка».Насадив червячка и поплевав на него, говорят:»Иди в воду, червячок, и приманивай собой большую рыбку на крючок, ловись, рыбка, карасики и лини, по аршину длины, по пуду весу, а мелочь вся иди к бесу! Марш!».
На большую рыбу: Для того чтобы, на удочку попадалась более крупная рыба, делают так: поймав на крючок маленькую рыбку, брерут стебель водоросли и секут, приговаривая:»Иди, рыбка, снова в воду, пошли дядю, пошли мать, пошли брата и отца, всех, кто старше, посылай, а ты вновь иди играй.»После этого снимают рыбку с крючка и осторожно пускают снова в воду.
На удачную рыбалку: «Пойду я на быструю реку, на ней есть рыбки трепетушки, а спущу я невод, как шелковый платок, и в этот неводок да в каждый поводок да попадет по рыбке».
Возвращение с охоты или рыбалки: «Как на мой булатный нож никто не может думой подумать, мыслей помыслить, речи выговорить, так же на меня, (имя), на все мои капканы и ружья, дробовки и винтовки. Иду я, (имя), с промыслом звериным и птичьим за огнем забытым; ежели завидит человек, черный, черемный, частозубый, редкозубый, женка белоголовка, девка простоволоска, поп, попадья, дьякон, дьяконица, дьяк, дьячиха, пономарь, пономарица, чернец, черница, от своей думы, от своей молвы и помолви, от товарищевой думы, от своей семьи, черь моей думы, черь моей речи, черь моей крови от колдуна, от колдуний, от говодуна, от говодуньи, от всякаго злого человека и всякую злую завидущую кровь, злому, лихому соля в глаз, смолы в глаз, древа в глаз. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Тем моим словам небо — ключ, земля — замок.» Говорить три раза на нож, или на сук дерева, или на ком снега.
Злой человек на охоте: «Стану я, (имя), благословясь, и пойду, перекрестясь, пойду по матери по сырой земле, небом покроюсь, зарею подпояшусь, звёздами обтычусь; злой, лихой человек не может неба окрытии, и зари потушити, и звезды сосчитати, и на меня, (имя), ни зла подумать и лиха помыслить. Злой лихой человек зло подумать, поворотись к нему на корень, положи между языком щеки железна спица: которое слово забыто назади, будь на переди в лучшем месте, которое слово прибавлено, то бы к ним пристало; и берите мои слова, вострее вострого ножа, вострее булатного копья, век по веки».
Ну и конечно же самое главное – пожелание, которое до нынешнего времени желают охотники и рыболовы при встрече или перед уходом на промысел, ни взирая на пол, возраст и вероисповедание:
«Ни пуха, ни пера».
«Ни хвоста, ни чешуи».