• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

О чудесах от магнитного склонения (байка из жизни)

  • Автор темы Автор темы kkk2005
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

kkk2005

Завсегдатай
С нами с
21/02/05
Постов
11 669
Оценка
3 090
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Александр Геннадьевич
Охочусь с
1977
Оружие
Иж-18МН, Weatherby VGD2, ТОЗ-78, Benelli Raff. CrioComfort.
Собака(ки)
Лабрадор и чесапик бэй ретриверы
Хоть сейчас в роде и не сезон для баек и рассказов, но тема о горном компасе и магнитном склонении (http://www.piterhunt.ru/scripts/forum/showthread.php?t=17687) навеяла воспоминания об одном случае из жизни, поэтому решил рассказать о нем уважаемым форумчанам.
Дело происходило в Верхоянском районе Якутии, недалеко от полярного круга. Сезон начался «коряво» (http://www.piterhunt.ru/scripts/forum/showthread.php?t=16008) Полевой лагерь оказался из-за ошибки отцов-командиров в 15 км от того места, где должен был бы быть на самом деле. Для начала буровых работ необходимо было прорубить визирную линию поперёк речной террасы и поставить через каждые 40м вешки для будущего размещения буровых станков. Ширина террасы в предполагаемом месте буровых работ была около 6 км.
По правилам проведения работ, визирку должен был рубить квалифицированный топограф. Вообще-то эту работу мы могли сделать и сами, что и делали в дальнейшем после описанного ниже случая, но в тот раз вызвали с базы топографа.
Топографом в партии работал молодой парень по фамилии Мун, по воле случая ставший топографом, и бог весть как попавший на Север. Брат, его работал музыкантом в каком-то столичном ресторане и сам он имел прекрасный слух, был организатором неплохого самодеятельного коллектива под названием Мун бэнд. Парень отлично пел, играл на многих инструментах, постоянно организовывал вечера и концерты своего коллектива, но топограф из него был никудышный. Кроме того, как и все творческие люди, в период творческих кризисов, искал успокоения в вине.
Надо же беде случиться, что в тот момент, когда мы затребовали топографа на участок, у него был как раз период одного из таких кризисов. Учитывая, что до нашей базы придётся добираться на моторной лодке по горной реке более чем 200 км., начальство отправить его к нам не решилось. Альтернативной кандидатурой был партийный маркшейдер. Кто не знает, маркшейдер (по-простому) это тот же топограф, но наученный работать в подземных выработках и, как правило, имеющий очень высокую геодезическую подготовку. Его к нам и отправили.
Чтоб было понятно, кто к нам приехал, вынужден написать рассказ в рассказе.
Познакомились мы с партийным маркшейдером в прошедшую зиму. Я работал участковым геологом на шурфовочном участке. Работу этого участка и приехал проверять маркшейдер.
Поясню, чтоб было понятно. Шурф это вертикальная горная выработка прямоугольного сечения. Глубина шурфа могла превышать 20 метров, в зависимости от залегания золотоносного пласта. При обнаружении, в результате опробования, золотоносного пласта размер шурфа увеличивали, и вырубали так называемую камеру, объемом более 20 м3, и горную породу из этой камеры отправляли на опробование. По правилам, шурфы на нашем участке должны были иметь сечение 1х1,5 метра. В действительности для уменьшения трудозатрат и быстроты проходки реальный шурф имел форму круга, диаметр около 80см. За основу брался размер бадьи, для выгрузки породы из шурфа, в шурфы опускали самых миниатюрных ребят, которых специально для этого и принимали на шурфовочный участок. По нарядам, зарплата шурфовщиков рассчитывалась исходя из проекта. Вынутых «кубов» было как минимум втрое меньше, чем на было сосчитано в нарядах. Камеру же рубили так, как требовали геологи, геологическая задача решалась полностью и мы закрывали глаза на магистральный размер шурфа, и подписывали наряды с проектным размером, а не фактическим. Все об этом прекрасно знали, таковы были негласные правила жизни.
И тут на участок вдруг приезжает проверяющий. Ему дают готовый акт, угощают нехитрой снедью, но парень приехал не в настроении и акт подписывать отказался. По жизни, маркшейдер наш, был чьим-то родственником и хоть и числился на самом высокооплачиваемом, горном участке, реально на участок практически не выезжал. Сидел за столом в конторе, рисовал планы и карты на бумаге, получал высокую заплату, а реальную работу на участке, за него делали участковые и сменные геологи. Если приходилось съездить на участок, то дальше столовой его интерес не распространялся. Пару раз до этого, он попытался порулить в горных выработка, но нагородил такое, что больше к рассечкам его не подпускали.
Чем наш маркшейдер прогневал начальство, нам было не ведомо, обычно наряды и акты он, молча, подписывал в конторе, тут вдруг сослан на участок.
Мы ему по хорошему, подписывай, попей чайку, да ложись спать, пойдет вахтовка назад, мы тебя разбудим. Не тут то было, парень заартачился, мол знаю я Вас, сейчас всё проверю и вы у меня пожалеете. Мы ему, сгоряча, тоже вспомнили былые заслуги, тут он вообще разошёлся. Схватил рулетку и говорит: «Спускайте меня в шурф. Буду замерять». Делать нечего, надо спускать.
Тут начинается самое интересное. Брюшко, сидя за столом, маркшейдер отрастил солидное. В полушубке и ватных брюках он и так с трудом мог пройти в отверстие шурфа. Кроме того была ещё одна хитрость. В шурф человека спускают в бадье, на ручной лебедке, плавно её стравливая. Что бы спуститься вниз без проблем, нужно вытянуться вдоль троса как змея, чуть ли не на цыпочки встать, но как только ты оказываешься в чреве шурфа, на глубине метра 4-5 и глубже, с непривычки, становиться страшно и хочется сжаться в комочек. Это и случилось на глубине 2,5 метра с нашим проверяющим. Коленки он толи от страха, толи от неопытности, поджал и тут же расклинился и застрял в шурфе. Коленям стало больно, он заорал благим матом. Учитывая огромный вес нашего маркшейдера, его опускало два человека. Как только они услышали крик, не поняв, что происходит, они попытались поднять бадью с проверяющим назад и начали крутить лебедку на подъём. Уже согнутые ноги бедняги, усилиями дрвух горняков, были подняты ещё выше и заклинены ещё сильнее, а крики, как следствие стали истошными. Парень намертво расклинился в шурфе на глубине около 2,5 метров, а под ним было ещё около 8-10 метров пустого пространства.
Шурфовщики побежали за мной. Встал вопрос: «Что делать?» Первоначально были предложения бедолаге, самому набраться сил и мужества и попытаться вытянуться вдоль троса. Тщетно, парень только вопил, что ему больно и что давайте, вытаскивайте. Опущу для краткости все промежуточные варианты, скажу только, что спасательная операция затянулась уже минимум часа на три, и парень в шурфе при морозе за 40 начинал реально замерзать и орал уже не столь громко. По предложению бригадира притащили вторую лебедку, прицепили вместо бадьи обычное ведро, чтоб в него можно было встать только одной ногой. Выбрали самого худощавого и миниатюрного шурфовщика, для простора действии, одели его в тонкий ватник и в ведре спустили на голову к маркшейдеру. Бадью, под маркшейдером, несмотря на его протесты, опустили на полметра вниз, а шурфовщик, встав одной ногой на голову страдальца, второй ногой начал толкать и стучать по согнутым ногами. Несколько минут истошных криков и ноги парня удалось высвободить. Затем медленно и осторожно, парня вытащили на поверхность, донесли до вагончика, так идти он уже не мог. Отпоили горячим чаем и с вахтовкой отправили домой на базу. Перед отъездом, он без дальнейших вопросов подписал заготовленный акт.
И вот новая встреча. Старого знакомого прислали к нам рубить просеку.
О случившемся на участке, конечно, знал не только я, и хоть распространяться о подобных вещах в партии было не принято, рабочие летом перемещались с шурфовочных и горных участков на буровые, а зимой обратно. Приключения маркшейдера сразу, с его появлением, стали поводом для насмешек и подколов. Маркшейдер решил перебраться на будущую буровую линию и жить там в палатке. Перед отъездом на линию я напомнил маркшейдеру о магнитном склонении в 14 градусов и о необходимости обязательно его учесть. Через три дня, приехавший с буровой линии тракторист, передал сообщение от маркшейдера, что работу он закончил и уезжает на базу, всё сделал и в лагерь заходить не будет.
За полтора месяца, пока работа шла, визит маркшейдера стал забываться, и как проложена визирка я не проверял. И вдруг в лагерь приезжает тракторист с сообщением, что бурить дальше невозможно. Нужно думать, как спускать станки в лощину. Ничего не понимая, я приехал на линию. Картина, открывшаяся моим глазам, мягко говоря, удивила. Плоская, ровная поверхность речной террасы была рассечена глубоким каньоном с обрывистым краями. Глубина расщелины была более 50 метров. Особенно меня поразило то, что вешки были поставлены на одном обрыве, на дне каньона и на другом склоне каньона, и уходил дальше по террасе. Буровой станок, по мнению маркшейдера, видимо должен был парить в воздухе. На проектных планах и картах никаких расщелин не было и в помине.
Только поднявшись на склон речной долины, и осмотрев местность сверху, понял, что случилось. Сверху четко было видно, что первая скважина поставлена правильно, а дальше буровая линия уходит от заданного направления под углом в тридцать градусов. Отсюда и расщелина, неожиданно появившаяся на пути. При длине линии в 6 км, ошибка отклонения буровой линии о конечной точке составила почти 3 км. Побеседовав зимой с маркшейдером, понял, что магнитное склонение, о котором я ему сказал, при установке буссоли он учел, но не с тем знаком. В результате отклонение в 14 градусов выросло до ошибки в 28 градусов.
 
Интересно. Спасибо. Травите дальше.
 
Спасиб Александр. Пожил ты в лесах то пожил))) Прочитал с интересом.
 
Ну, не шмогла я, не шмогла!!!

Странно только, что в таком деле не перепроверили...
 
У нас был случай ориентирования в зимнем турпоходе. Группа перевалила через Уральский хребет (как им показалось). А на самом деле перевалили через отрог и начали спускаться не в Европу, а обратно в Азию. Руководитель спрятал компас подальше. Спускались долго. Уже в темноте кто-то из девочек спросил: "Петя, а как ориентироваться по звездам?". Петя с умным видом находит ковш Большой Медведицы, откладывает пять расстояний и говорит. "Ну вот Полярная Звезда. Она на севере, а мы идем на запад. Ой, куда же мы идем? Где компас?". Но компас тоже на восток показал.
У ориентировщиков присказка - не беги быстрей, чем думает голова. И еще - проверяй свое место не менее, чем по двум ориентирам.
 
Я сильно плутал только в детстве. Но и сейчас хоть и не плохо ориентируюсь в лесу и компас имею, уже не могу года три найти одно место. Один раз как то гнали сохатого и он нас вывел на чудное местечко между гор. Там видимо солонец у них. Ну все упахано. И прошлогодние и этого года следы. Вроде и запомниал когда шли отуда. Вроде и помню как пришли... вот до этого склона, там на гору, по хребту налево, до изгиба, потом спуск наискось, огибаем небольшой отрог, сразу чуть подьем и вот ложбина между гор большая. Там еще ручей бежит и болотина... И уже года три я точно выхожу на первую гору и все... не могу найти. И вроде все правильно а нету места. Как заколдованый раза четыре ходил. И мысленно понимаю где должно быть. И заходил с другой стороны. А видимо леший хранит сохатых в том месте. А как начну искать, обязательно выйду на знакомые места, но только не туда. Заколдовал лесной хранитель энту ложбину. Никак иначе.
 
Я думаю, что Саша не травит, сам в Приморье сталкивался с такими фокусами, наносишь сделаный мастером отвод, а он "не лезет"....там вообще мало кто имел понятие о магнитном сколонении, хотя на карте для особо сообразительных указывалась его величина....
 
Уважаемый Федор!
Травите дальше.
Надеюсь данную фразу надо трактовать, как продолжение рассказывать необычные случаи из жизни.
Если же смысл о котором подумал Дим Саныч:
Я думаю, что Саша не травит,
могу поклястся, что всё о чем пишу, это правда.
Расскажу и про случай с собой.
Всё произошло уже здесь на Северо-западе. В глухой части Лодейнопольского района, если потребуется уточню лист. Смысл не в этом. Мы вели полистную геологическую съёмку. Всю площадь исследование надо было пересечь геологическими маршрутами. Последний из трех запланированных сезонов подходил к концу, а у нас оставался практически полностью неисследованным целый лист. Связано это было с тем, что на весь лист была одна единственная лесовозная дорога и та начиналась в Вологодской области. Из Алеховщины надо было бы ехать через Подпорожье и Ошту и спускаться обратно. Причем качество самой дороги не вызывало доверия.
Наш командир решил выполнить съёмку по канадскому методу. Высадить с вертолёта на оставшемся листе с равными интервалами всех геологов отряда, обычно в группе два человека, но здесь решили отправить всех в одиночку. Идти предстояло налегке, без продуктов и рюкзака. Из снаряжения только компас, пикетажка, лопата. Утром вертолет должен был высадить нас на востоке листа, а вечером забрать на западе. За световой день мы должны были пересечь лист с востока на запад. Вертолёт мог взять за раз четыре человека. Мобилизовали двух студентов старших курсов, проходивших у нас практику и создали две группы. По разным причинам вертолет задержался на три дня. Мы в это время, занимались камеральной обработкой материала.
Вертолет прилетел неожиданно. Я должен был лететь во второй группе и особенно не торопился собираться, но на месте не оказалось геолога из первой группы. Мне дали команду:"Ноги в руки и в вертолет". Второпях мой компас остался на столе под бумагами. Обнаружилось это только в вертолёте, но возвращаться было поздно. У кого-то из ребят был запасной, его мне и дали.
Для понимания. Магнитное склонение на Северо-западе от истинного меридиана от 7 до 11 град, от линии сетки на два градуса меньше. У себя в компасе я поправку внёс и забыл про неё, а тут обычный туристический компас. Про поправку даже не вспомнил. "Попёр как лось", чтоб успеть до темноты. Местность абсолютно ровная, ни одного холмика, на сколько хватает глаз сплошная вырубка, только отдельные семенные деревья стоят. Беру по компасу направление, ориентируюсь по деревьям и топаю. До темноты уложился. Сижу жду вертолёт. Слышу летит. Покружил в стороне и полетел дальше. Ничего понять не могу. Темнеет и холодает. На всякий случай стал собирать дрова для костра. Слышу вертолет летит назад. Пока разжигал, вертушка прошла мимо и исчезла. Прошло ещё минут 40, слышу летит вновь. Понял, что отвезли первую группу и летят за второй. Разжег костёр, накидал веток. Дым столбом, слепой увидит, а вертолет покружил в стороне и опять улетел. "Я начал впадать в отчаяние". Прошло ещё какое-то время. Смерклось порядком, слышу летит вертолет и опять мимо и стороной. На мой сигнальный костер ноль внимания. Ну думаю влип. Продуктов нет, котелка нет, из одежды, энцефалитный костюм на голое тело. Ну дела!
Вдруг вертолет, совсем уже улетевший, развернулся и прямо ко мне. Кто-то из ребят увидал свет костра в последний момент.
Забрали и на базу. Утром, на следующий день мне показали на карте, где меня забрали. На 15 км пути ушел в сторону почти на 2 км, а искали меня там, куда должен был придти. ни кому и в голову не могло придти. что я смогу учудить подобное.
Вот такие пироги. Зимой как-нибудь напишу, что творил народ у меня в отряде и как мы их искали.
 
могу поклястся, что всё о чем пишу, это правда.
Вот уж лишнее. Никаких сомнений в правдивости и нет. Интересно!
 
Всё выше описаное это естественные причины погрешностей, а вот напишу про искуственный.
В огромном бору собирали грибы. В бору вообще нет ни каких ориентиров, а тут ещё погода пасмурная, весь бор поделён на квартала в виде песчаных дорог, то есть всё однообразно. Оставляли машину на дороге и по азинуту отходили и возвращались.
За спиной корзина на переязи через плечо, перевязь на левой руке, рука на уровне груди, на запястье компас, а в левом нагрудном кармане комуфляжа сотовый, который даёт большие помехи в показания, блудился до матюгов, пока не осенило в чём причина моих мытарств. Вообще при использовании компаса не надо забывать о погрешности от всего железного, от машин, лэп, жд и даже от вёдер в руках.
 
Дааа, неучет, а хуже того учет с противоположным знаком различных поправок это одна из самых распространенных навигационных ошибок. Особенно этим грешат при использовании гирополукомпасов, в которых еще и используется поправка на схождение меридианов. Там очень легко накосячить.
 
Уважаемый Александр. Конечно продолжать рассказывать дальше. Уж очень интересно.
 
Да я прям напугался. Я это магнитное склонение в упор не видал. По лесу концы мотаю дальние , да всё по компасу и в общем то не блужу. Правда пользуюсь навигатором. Вот он то меня однажды и круто подвёл.
Ползали мы с приятелем на Вепской возвышенности . Переход был с одного озера, на другое, маршрут забит в навигатор Гармин 12 включаем его раз в 40 мин для уточнения маршрута, остальное время ползём по компасу да и то челноком.. В лесу сплошной завал . Скорость по прямой 1км в час, а то и ниже. Рюкзаки тяжеленные. Дождь идёт почти неделю. Конец сентября. На высоте 274 м навигатор пишет что то типа перезагрузка не возможна. На кнопки не реагирует.
Сгорел сволочь от радара из пос. Ефимовский.
Выходили из этого заваленного болота 2е суток. по компасу и атласу Лен обл. Который разработан для шпионов. Попали на брошенную узкоколейку, а уж по ней выбрались в ближайшую деревню.
На выставке в Гавани я сильно разорался на продавцов навигаторов, за то . что они даже не информируют о том , что такое возможно. Интересно а сейчас они от радаров то же горят или нет?
Больше случаев своего блуждания припомнить не могу. Ну бывает крутанёшся.
Не без этого.
 
Не следует так же забывать о ружье на плече, оно тоже сильно влияет на стрелку....
 
Подумаешь, беда-то, на 30° левее взял...
В молодости работал в региональном Автодоре, так на новом объезде тогда союзной автотрассы Москва - Челябинск мастер-мостовик умудрился два моста - один за другим - поставить НЕ В СТВОРЕ, т.е. едешь прямо, проезжаешь первый мост, едешь дальше прямо, а следующий мост поставлен наискосок, и, чтобы попасть на него, нужно дорогу петлёй отсыпать. Ничё, выровняли - как раз вовремя решили трассу шире делать, там подсыпали, здесь срезали...
 
kkk2005,С удовольствием читаю ваши РАССКАЗЫ !!!
 
у нас склонение западное 12 градусов.Выдавая задание рабочим я обычно давал цифру магнитной величины.Если вели сьемку и рубку визиров по факту местности то опять таки запись вели магнитнуюПри камералке я вводил склонение.Чайка
 
вот до этого склона, там на гору, по хребту налево, до изгиба, потом спуск наискось, огибаем небольшой отрог, сразу чуть подьем и вот ложбина между гор большая. Там еще ручей бежит и болотина... И уже года три я точно выхожу на первую гору и все... не могу найти. И вроде все правильно а нету места.
Есть такие интересные места. Особенно где есть чередующиеся одинаковые ориентиры.
У нас тож есть такое место, где грибники постоянно плутают. И уходят километров за 10-15 от нужного места. Местность представляет собой несколько старых лесных дорожек а вокруг старые поля с мелиорационными канавами...всё однообразно перпендикулярно и параллельно....причём в очень большом количестве.
 
kkk2005, это хорошо что ваш маркшейдер рубил по вешкам.Еслиб шел вольным компасным ходом то получилась бы дуга.Он первый ход сделал по бусоли на точку.На точке ввел неправильно склонение и апро поли каза.!(вперед быстро иди по корейски)

--- Добор поста---

Старина Хенк, чтоб мастера не касячили лесничество должно было проводить учебу и приемку работ.Также рубить с провешиванием .Как положенно.Полная бригада с законченным циклом работ 5 человек.Разорванный цикл .Тем более в одиночку .ну не умно.Если мягко сказать.
 
Александр Геннадьевич, какой он к херам маркшейдер, если он знак склонения в зависимости от стояния не может помнить? Дети ж в первом классе проходят! Он часом не шпиен у Вас был? Я по бадейке сужу.
 
Назад
Сверху Снизу