• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Из истории стендовой стрельбы (стрельба по голубям)

  • Автор темы Автор темы DIMA
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

DIMA

Завсегдатай
С нами с
13/02/04
Постов
2 605
Оценка
551
Живу в:
Пушкин, Гуммоласары
Для знакомых
Дима
Охочусь с
1989
Оружие
убедили, что писать не стоит...
Собака(ки)
сам спаниэлем подрабатываю...
Сергей Лосев​
СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ПО ЖИВЫМ И ГЛИНЯНЫМ ГОЛУБЯМ
Охота и рыбалка XXI век, №4(48) апрель 2007 г.​

СВОЮ РОДОСЛОВНУЮ ЭТИ ЗРЕЛИЩНЫЕ И, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ, ЖЕСТОКИЕ СОСТЯЗАНИЯ ВЕДУТ ОТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ИГР. ЕЩЕ ГОМЕР В «ИЛИАДЕ» УПОМИНАЕТ О СТРЕЛЬБЕ ПО ГОЛУБЮ, ПОСАЖЕННОМУ НА ВЫСОКИЙ СТОЛБ, И О ПРИЗАХ, ПОЛУЧАЕМЫХ САМЫМИ МЕТКИМИ СТРЕЛКАМИ.

Родоначальником стрелкового спорта считается Швейцария. В 1452 году в городе Сюрсе проводились праздничные состязания в стрельбе на меткость. Однако официальная летопись стрелкового спорта начинается с 1824 года, когда в Швейцарии состоялся первый чемпионат страны. С середины XIX в. национальные конкурсы в стрельбе стали проводиться и в других европейских странах, а также в США... В1897 г. в Лионе был проведен первый чемпионат мира по пулевой стрельбе. Одновременно с пулевой стрельбой начала развиваться и стрельба дробью из гладкоствольных ружей, которую называли стрелково-охотничьим спортом.
Фламандский художник Давид Тенирс на своей картине «Стрельба по птицам в Брюсселе», написанной в 1652 году, воспроизвел состязания в стрельбе по голубям, традиционные и всенародно любимые развлечения брюссельцев. Проводились они обыкновенно весной, и участвовали в них не только брюссельцы, но и жители других городов, желавших получить приз за меткость. Как правило, для соревнований использовались голуби (стрельба по птицам так и называлась - стрельба по голубям), но иногда, за неимением голубей, в состязаниях «принимали участие» и другие птицы: вороны, галки, грачи и даже жаворонки.
Чтобы не утратить своего мастерства, охотники тренировались в стрельбе по неподвижным или подбрасываемым в воздух различным предметам. Однако это мало способствовало совершенствованию навыков в стрельбе (особенно по быстродвижущейся болотной или лесной дичи), а стрельбу по неподвижной цели считали просто недостойной хорошего стрелка. Нужна была подвижная мишень, меняющая скорость и направление полета. Этим требованиям соответствовала летящая птица, и тогда выбор пал на голубей, ставших живой мишенью для стрелков на многие годы, пока на смену им не были изобретены искусственные мишени и метательные машинки.
Стрельба по живым голубям стала модным увлечением прежде всего в аристократических кругах и среди некоторой части охотников-любителей. Со временем она приобрела и спортивно-соревновательный характер.
В европейских странах возникли так называе¬мые садочные клубы охотников. Одним из первых был английский садочный клуб города Хорнси при трактире «Старые шляпы». На площадке-стрельбище лунки с голубями накрывались ста¬рыми шляпами. По команде стрелка, изготовив¬шегося к стрельбе, служитель дергал шнурок, привязанный к шляпе, голубь взлетал…, и его дальнейшая судьба зависела от меткости стрелка. Позднее шляпы были заменены специальными ящиками, которые называли садками (отсюда и название - стрельба садочная).
Развитие садочной стрельбы подтолкнуло и оружейников к совершенствованию охотничьего оружия. Ружье с кремневым замком в то время было громоздким, тяжелым, абсолютно нена¬дежным в эксплуатации, грубым по внешнему виду. Английским оружейникам удалось устра¬нить многие из этих недостатков. Среди новшеств было и повышение скорости горения заряда. Ку¬рок кремневого ружья стали делать сильно под¬пружиненным, что делало его ход быстрее и точ¬нее. Затравочное отверстие выносилось и при¬ближалось к основному заряду, что ускоряло его воспламенение. Выемки в казенниках позволили замкам стать более узкими, что улучшило внеш¬ний вид ружья. Усовершенствования привели к широкой популярности охоты как спорта. Глав¬ное - позволили уверенно стрелять птицу влет как на охоте, так и голубей из садков.

Сегодня почти все крупнейшие оружейные фирмы как отечественные, так и зарубежные выпу¬скают специальные ружья для стендовой стрельбы. Наши тульские МЦ считаются самыми долговечны¬ми и выдерживают нагрузку в несколько сотен ты¬сяч выстрелов. Особой популярностью у стендови¬ков пользуются двуствольные спортивные ружья таких фирм, как итальянские Перацци и Беретта, немецкий Меркель, французский Супер9 фирмы Верней-Каррон, бельгийский Браунинг и др. Неко¬торые стрелки (в основном американцы) использу¬ют полуавтоматы типа Ремингтон.
В XVIII - XIX вв. садочной стрельбой начали заниматься в Германии, Италии и других евро¬пейских странах, особенно широкое распростра¬нение она получила во Франции. Однако против этого, по их мнению, варварского увлечения ста¬ли резко выступать любители живой природы многих стран, в том числе и России. В некоторых американских штатах был принят закон, запреща¬ющий спортивную стрельбу по голубям.
Многим любителям стрелково-охотничьего спорта, желающим повышать свое мастерство или участвовать в состязаниях, стрельба по жи¬вым птицам тоже претила. Исходя из гуманных соображений, они стали активно искать замену живой мишени.
В конце 30-х гг. XIX века американский стре¬лок из Бостона Портлок предложил вести стрель¬бу по изобретенной им искусственной мишени - стеклянному шарику диаметром около 6,5 см. Вскоре его соотечественник
А. Богардус изобрел специальную машинку с плоской пружиной, выбрасывающей шарик на дистанцию до 35 м. Для того чтобы лучше был виден результат и стрельба была более эффективной, шарики изготавливали из цветного стекла и заполняли перьями, краской, дымом или мелкой пылью. Стрельба по стеклянным шарикам завоевала большую популярность не только в Америке, но и во Франции, Англии и Канаде. В качестве целей некоторые садочные клубы применяли также и плоские, тонкие, хоро¬шо обожженные глиняные тарелочки.
В 1880 году американец Литовский из Цин¬циннати изобрел метательную машинку для вы¬брасывания им же разработанных мишеней - та¬релочек. Они были изготовлены не из глины, а из более хрупкого материала и получили название «искусственные голуби». Метательная машинка Литовского, придавая вращательное движение мишеням, обеспечивала их более стабильный по¬лет как по направлению, так и по дальности; они не кувыркались и имитировали стремительный полет птицы. Вторым преимуществом новых ми¬шеней была их дешевизна и простота изготовле¬ния, что имело немаловажное значение для ши¬рокого применения. Метательные машинки и ми¬шени - тарелочки стали применяться в охотничь¬их клубах Франции, Англии, Германии и других стран. Начали оборудовать стационарные пло¬щадки - стенды, на которых размещалось не¬сколько метательных машинок. Со временем, ис¬ходя из особенностей размещения метательных машинок и условий стрельбы, стенды стали под¬разделяться на траншейный и круглый.
Несмотря на то что в начале XX в.
в большинстве стран, где культивировалась садочная стрельба, вместо живых голубей широко применялись искусственные мишени,
на Играх второй и четвертой Олимпиад в программу соревнований входила и стрельба по живым голубям. Однако в 1910 г. Международный олимпийский комитет (МОК) осудил этот вид стрельбы как антигуманный и исключил его из соревнований. Но в Египте, Италии, Испании, Франции и в других странах соревновательная стрельба по живым голубям проводится и в настоящее время. Существует даже международная федерация, организующая чемпионаты мира.
Стрельба на траншейном стенде, ставшая весьма популярной в начале XX века, все же не полностью удовлетворяла потребность охотников в совершенствовании их мастерства в стрельбе по летящим мишеням, поскольку не обеспечивалось разнообразие полета мишеней аналогично полету дичи на охоте. Возникновение круглого стенда имеет довольно интересную историю.
Американский фермер Дэвис из Андовера (штат Массачусетс) с сыном и их сосед Б.Фостер были страстными охотниками по птице. Исполь¬зуя единственную метательную машинку, они час¬то тренировались в стрельбе по мишени, занимая такое же положение к траектории полета мишени, при котором был сделан промах на охоте. Совершенствуя свои тренировки, они решили оборудо¬вать площадку с постоянным количеством стрел¬ковых мест, обеспечивающих одинаковые усло¬вия для каждого тренирующегося. На выбранной возле фермы площадке они очертили круг радиу¬сом около 23 м, разметили его на 12 равных частей (как циферблат часов), на небольшом возвыше¬нии у места №12 установили единственную мета¬тельную машинку, выбрасывающую мишень в на¬правлении места №6. Начав стрельбу с 12-го мес¬та, стрелки перемещались по кругу, принимая по две мишени с каждого стрелкового места; по пос¬ледней мишени стреляли с центрального места, не имеющего номера.
В связи с тем, что радиус круга оказался слиш¬ком велик и некоторые мишени оставались непораженными, попадая в «окно» дробовой осыпи, радиус круга был уменьшен до 18,2 м. В целях безопасности вокруг стрелковой площадки была предусмотрена зона радиусом 220 м. Однако вскоре после первой реконструкции площадки сосед Дэвисов, тоже фермер, построил несколько курятников вблизи 3-го стрелкового места. В ре¬зультате стрельба с 7-11-го стрелковых мест стала невозможной. Необходимо было полностью ре¬конструировать площадку. Место №6 было пере¬нумеровано в №1, и там установили вторую ма¬шинку, 12-й номер стал 7-м, а стрелковое место в центре стало местом №8. Через некоторое время на первом номере был установлен деревянный помост высотой 4,5 м, на вершине которого была установлена машинка.
Новое упражнение в стендовой стрельбе вско¬ре стало популярным. В конце 20-х гг. появились первые стрелки, которые поражали по 25 мише¬ней без промаха. Промышленность многих стран начала производство специального оружия и па¬тронов для стрельбы на круглом стенде, а также мишеней и метательных машинок.
В России стрелковый спорт зародился в начале XIX в., когда стали создаваться небольшие стрелко¬вые кружки и общества, членами которых могли быть офицеры и генералы русской армии, а также аристократия. К числу первых стрелковых обществ принадлежит петербургское «Общество любителей стрельбы», «Русское атлетическое общество», «Рижское стрелковое общество», «Южно-Русское стрелковое общество», «Петербургское общество комнатной стрельбы» и др. Их деятельность осо¬бенно активизировалась в конце XIX в. В 1897 г. были проведены первые состязания в Хабаровске.
Спортивная стрельба из охотничьего оружия по живым голубям в России была в свое время та¬кой же распространенной, как и в европейских странах. Началось с того, что петербургские и мо¬сковские любители стрелково-охотничьего спорта из аристократических и офицерских кругов стали оборудовать на ипподромах площадки, включаю¬щие несколько садков, и проводить на них сорев¬нования в стрельбе.
Условия соревнований были предельно про¬сты: в голубя, вылетающего из садка, разреша¬лось стрелять с дистанции 15-20 шагов; цель счи¬талась пораженной, если птица падала до того, как пересечет трехметровый забор, стоящий в 25 метрах от садков. Если голубь не был бит чисто и утягивал за контрольную ограду, стрелку засчитывался промах. Разрешалось по одной птице де¬лать два выстрела.
Первые официальные правила садочной стрельбы были разработаны в 1883 г. в Петербурге «Полюстровским обществом голубиных сад¬ков». Согласно этим правилам дистанция стрель¬бы была увеличена до 28 м. В начале 90-х годов в Петербурге возникло «Российское атлетическое общество», в котором наряду с другими секциями была организована и стрелковая.
Садочной стрельбой по голубям занимались во многих губернских городах, но «законодатель¬ницей моды» была Москва - об этом свидетельст¬вуют построенные в ней стенды «Общества пра¬вильной охоты» на беговом ипподроме в Остан¬кине, «Московского общества любителей охоты» за Трехгорной заставой и «Московского общества охоты им. С.Т.Аксакова» в Химках. Каждый из указанных стендов подразделялся на малый (для начинающих) и большой (для стрелков высокой квалификации). В программу соревнований, в за¬висимости от их категории, входила стрельба по различному количеству птиц, выпускаемых в се¬рии. Основным упражнением была «стрельба с места», на некоторых соревнованиях проводи¬лась дуплетная стрельба и стрельба до промаха, количество участников обычно не превышало 20. И лишь в дни розыгрыша больших призов увели¬чивалось до 35-40 участников. Итоговые состяза¬ния продолжались, как правило, несколько дней, призы разыгрывались последовательно - от низ¬шего к главному. Некоторые общества определя¬ли победителей по сумме результатов, показан¬ных ими на стрельбах в течение года.
Наибольшая активность садочной стрельбы в России приходится на начало XX в. В 1900 г. про¬шли одни из первых соревнований в Орехово-Зуеве с участием 162 стрелков. В1902 г. «Одесское общество любителей охоты» провело первый розыгрыш всероссийского приза. Садочная комис¬сия «Днепровского общества правильной охоты» ежегодно, начиная с 1903 г., устраивала соревно¬вания на призы, а в 1910 г. в ознаменование сво¬его 20-летия провела спортивно-охотничий праздник, к участию в котором допускались все члены охотничьего общества со всех концов Рос¬сии. В 1911 г. во Владимире в последний день съезда охотничьего общества губернии состоя¬лась призовая стрельба по голубям стрелков из Иваново-Вознесенска, Кинешмы, Коврова, Оре¬хово-Зуева и др. мест. В 1910-1914 гг. регулярно проводились состязания в Москве, Петербурге, Харькове, Одессе и Риге. В соревнованиях неко¬торых обществ принимали участие и женщины. Иногда они становились победителями. Так, на соревнованиях Петербургского императорского общества любителей охоты один из призов выиг¬рала
М. Владковская.
Наряду со стрельбой по голубям, в России в конце XIX века, как и в других европейских стра¬нах, начала культивироваться стрельба по искус¬ственным мишеням, однако широкого распро¬странения она не получила. Стрельба проводи¬лась на примитивно оборудованных стендах с 3-5 метательными машинками, укрепленными на зе¬мле и соединенными с местами выпуска тарело¬чек бечевками. Иногда для усложнения стрельбы машинки закрывали от стрелков деревянными щитами. Для закладки тарелочек и взведения ме¬тательного рычага после каждого выстрела рабо¬чий бегал к машинкам. Впервые такой стенд был сооружен в 1887 г. в Петербурге на Крестовском острове. В начале XX в. подобные стенды появи¬лись в Москве и других городах.
В годы Первой мировой войны стрелковый спорт в России был совершенно забыт и пришел в упадок. И только после Октябрьской революции он стал массовым.
Советский стрелковый спорт начал развивать¬ся, по существу, с начала 20-х гг. после выхода «Декрета об охоте». Этим документом вводилось централизованное руководство всеми вопросами охоты на территории России, определялись зада¬чи охотничьих организаций и всех граждан, зани¬мающихся охотой. Одновременно с созданием охотничьих союзов были организованы кружки и секции стендовой стрельбы. В 1927 г. Московское общество охотников впервые в стране соорудило на площадке Останкинского стенда траншею для размещения в ней метательных машинок. Так началась новая эра в развитии стендовой стрельбы по глиняным голубям.
На сегодняшний день практически во всех крупных городах России и во всех столицах быв¬ших Союзных республик функционируют стрелко¬вые стенды. Кроме того, просто бешеными темпа¬ми развивается новая дисциплина в стрельбе по тарелочкам - спортинг. Это еще более подходящее упражнение для подготовки стрелка на охоте. Ма¬шинки спортинга установлены с таким расчетом, чтобы имитировать практически все варианты по¬явления различной дичи на охоте. Например: та¬релочка, изображающая весеннего селезня, окра¬шена в желтый цвет, а утка - в черный. Стрелок, поразивший запрещенную весной черную «утку», получает штрафное очко. И наоборот, не выстре¬ливший по желтому «селезню» зарабатывает про¬мах. Со мной произошел анекдотический случай. Когда появилась мишень черного цвета, изобра¬жающая «бегущего зайца», я, посчитав мишень за¬прещенной, воздержался от выстрела. Но ведь на заячьей охоте все равно кого стрелять, самку или самца, и мне был засчитан промах.
Кроме обычных глиняных мишеней сегодня практикуется стрельба по так называемым мише¬ням-пропеллерам. Полет пластмассовых пропеллеров более сложный, чем прямолинейный полет глиняных тарелочек. Траектория полета пропел¬лера непредсказуема и сравнима с броском буме¬ранга или полетом бекаса.
Стрельба по пропеллерам ведется с одного стрелкового номера, в 25-30 метрах от которого установлены пять машинок. В 20-ти метрах за ма¬шинками расположена контрольная сетка, выкра¬шенная в желтый цвет. Если даже битая мишень перелетела через нее, то стрелок зарабатывает только одно очко. Если же она не долетела до сет¬ки, то два очка. Полет пропеллера может быть ухо¬дящим резко вверх, стелиться по земле или ухо¬дить с небольшим повышением и виражами. Ми¬шень представляет из себя оранжевый пропеллер с двумя лопастями размером 28 см. Внутри про¬пеллера закреплена пластмассовая тарелочка бе¬лого цвета диаметром 10,3 см и толщиной 2,5 см.
Итак, сегодня в России практикуется только стрельба по глиняным и пластиковым голубям, а стрельба по живым птицам осталась далеко в прошлом. А, честно говоря, жаль. Я бы с удоволь¬ствием пострелял по ним. Моральный аспект здесь довольно спорный. Ведь выращивают же бройлеров - цыплят специально на убой для сто¬ла. Почему бы не выращивать голубей для спор¬тивной стрельбы? Мясо пошло бы в ресторан при стрельбище, как делают в странах, практикующих этот спорт. Но это мое субъективное мнение, и я никому его не навязываю. А пока настоятельно рекомендую не только начинающим охотникам, но и бывалым хоть изредка заглядывать на стрельбища, чтобы попрактиковаться в стрельбе по глиняным голубям.
В некоторых охотничьих хозяйствах избрали свой, оригинальный, путь решения проблемы стрельбы по подсадным птицам.
Охотник идет по специально прочищенной просеке с ружьем в руках. С интервалом в 20-30 метров из кустов по обеим сторонам просеки пара¬ми и тройками вылетают фазаны. Секрет такого изобилия и постоянства довольно прост. Через оп¬ределенные интервалы в коробках сидят фазаны, где по паре, где по три. При подходе охотника опе¬ратор нажимает кнопку пульта, крышка коробки автоматически открывается и пружина подбрасы¬вает дно вверх. Фазан, словно катапультирован¬ный, оказывается высоко над землей и, волей-не¬волей вынужденный лететь, попадает под выстре¬лы охотника. А вот как назвать это занятие - дело вкуса каждого. Кто-то посчитает это увлекательной охотой, кто-то назовет спортивной стрельбой, а кто-то, плюясь, обзовет варварством. Не суть важ¬но. Главное, что это развлечение получает все большую популярность среди обеспеченных охот¬ников новой формации и, соответственно, снижает пресс на дикие популяции птиц в угодьях.
 
Назад
Сверху Снизу