Глеб Горышин
Учитель
Первый урок глухариной охоты я прошел не в лесу, а в Центральном
лектории на Литейном проспекте, в начале пятидесятых годов. Учитель
стоял за кафедрой на сцене, сухощавый мужчина сильного возраста,
по тогдашней моде — в долгополом, двубортном, широкобрючном
костюме в полоску, с накладными плечами, в белой сорочке, при
узком галстуке; справа на лацкане значительно поблескивала медаль
лауреата Сталинской премии. Афиша оповещала о том, что лекцию
«Весенняя охота на боровую дичь» прочтет кандидат технических
наук, лауреат. Лауреатов в ту пору било не так уж много, гораздо
меньше, чем нынче.
Лектор достал из кармана широких штанин спичечный коробок,
поднял его над кафедрой и пощелкал по нему ногтем. Щелканье имело
определенный ритм, тембр, продолжительность пауз, даже и внутреннюю
экспрессию. Сначала редко, потом почаще, щелчки слились в дробь,
коробок заерзал в руках исполнителя, Послышались клекот, шипенье,
скирканье. На спичечном коробке была исполнена глухариная песня.
Я запомнил ее, и когда впервые услышал в лесу, на току, то сразу
узнал.
Лекция «Весенняя охота на боровую дичь» имела все признаки академической
лекции: вводная часть, теоретические постулаты и эффектная концовка
покоились на богатейшем фактическом материале; лектор уложился
ровно в пятьдесят академических минут. Главное, что запомнилось
мне,— это звучащий спичечный коровок и еще до удивления самостоятельный
рот говорящего человека. Рот раскрывался, губы растягивались
или складывались — корытцем, гармошкой, гузкой — еще до того,
как в звуковом аппарате рождались слова...
Все другие лекции этого человека — моего Учителя — я выслушал
у костра или за столом в каком-нибудь лесном селении. Наши с
ним общие хождения по лесам начались много позже той первой лекции
в Центральном лектории на Литейном. Зароненные в мою душу семена
проросли и, должно быть, требовали дальнейшего квалифицированного
ухода. Наша встреча произошла сама собою, мы обрели друг друга
раэ и навсегда. Учитель получил реальный шанс исполнить один
из заветов, которыми, как я понял впоследствии, он руководствовался
всю жизнь: «Учитель, воспитай ученика!» На подаренной мне монографии
по нейтрализации канцерогенных веществ в процессе копчения колбас
путем химической обработки, принесшей Учителю докторскую степень,
он сделал дарственную надпись: «Жаль, что мы с Вами так поздно
повстречались...»
Из тощего, лопоухого студента, бегавшего в лекторий на Литейный
для скорейшего приобретения всяческих знаний, я вырос в члена
Союза писателей средних лет. Учитель за эти годы всецело освободился
от каких бы то ни было телесных излишеств, он усох, заострился,
вроде даже провялился, словно сам себя заготавливал впрок на
долгое время. И еще он изрядно-таки пооглох. Понятно, что уши
— главный орган охотника на глухарином току. Но Учитель и тут
при-Ценился, по веснам ехал в заветные чащи, пущи и топи; на
им же найденных не оскудевших (охотился по науке) токовищах ему
помогала жена Зинаида Викентьевна, обладающая молодыми ушами.
Жена выводила Учителя, затравленно зыркающего глазами от подступившего
со всех сторон безмолвия, на глухариную песню, увлекала за собою,
согласно им же преподанной науке: три скачка по твердому грунту,
покуда глухарь не слышит, поет — и замри, два шажочка по мочежинам...
Когда Учителю удалось заиметь слуховой аппарат заграничного
производства, он очень приободрился. Но аппарат настолько усиливал
лесные шорохи и писки, что стоило поднести его к уху — и лес
давил на барабанные перепонки, как напичканный голосами и музыкой
эфир. Глухариная песня уподоблялась мотоциклетному треску. Теперь
Учитель брал с собой на охоту и аппарат, и жену.
Увидеть или откушать добытого Учителем глухаря или хотя бы услышать
произведенный им выстрел мне так и не привелось. В его охотничьих
предприятиях теория возобладала над фактическим материалом. Память
о том, что правда было когда-то, сохранялась в пылящихся на стенах
его жилища глухариных хвостах.
Глеб Горышин