Глеб Горышин
Супротивник
Километрах в трех от описываемых мест, в таком же примерно селе,
какое облюбовал для себя и своей дружины Учитель, жил его Супротивник,
серьезный оппонент... Не в вопросе о цвете глухариного дерьма,
нет... расхождения у них посерьезней...
Впрочем, начну с начала, издалека. Было время, когда Супротивник
входил в дружину Учителя, заслу жил себе это право как охотник,
землепроходец (работал на изысканиях в Закавказье, Туркестане,
на Па мире), талантливый рассказчик историй из землепро ходческой
практики (заурядные лица в дружину не допускались). Учитель подыскал
землепроходцу избу, не в озерном селении, а в боровом...
Ну, конечно, озерное селение во всех отношениях выше, чем боровое:
у него горизонты открыты, даль ше видать, под рукою плесы и
пляжи — белые пески. Зато из борового селения в лес не надо плавать
на лод ке — киселя хлебать, ступил за порог избы — тут тебе
и лес.
Землепроходец охотился, как вся дружина Учите ля, отыскал —
в общий фонд — два глухариных тока, и вдруг... Оно, конечно,
не вдруг, постепенно вызре вало, накапливалось, болело. Вдруг
землепроходец вы ступил в прессе со статьей «Дикая фигура охотника»...
Наши природолюбы помнят страстный тон, горест ные обобщения
статьи Супротивника. Он выступил против охоты как негуманного,
злого дела. Фигура охотника в нашем и без того пострадавшем от
«антро погенного фактора», прореженном, вытоптанном, утесненном
всякого рода строительством, отравленном ядо химикатами, иссушенном
мелиорацией лесу ему пред ставилась дикой. В каждом выстреле
по беззащитной природе послышался отзвук тревоги, беды: что-то
жи вое, прекрасное, необходимое в общем течении жизни превращалось
в пук перьев, шмат мяса; подрубался тот самый сук, на котором
зиждется наше существо вание,— экологическое равновесие. Взявшего
в руки ружье в наше мирное время Супротивник рассматривал как
супостата...
Что же он предлагал?.. Перефразируя известную максиму: «Перекуем
мечи на орала», программу Суп ротивника можно выразить так: «Перекуем
ружья на фотокамеры». Сам первым и подал пример: неустан но
снимал, с телескопическим объективом, — поющих глухарей, танцующих
косачей, турухтанов, журавлей... даже медведей. Известно, что
медведи не покусятся на человека, если человек... и т. д. Он
даже нырял в глу бины рек, озер и морей с аквалангом и фотоаппара
том.
Выступление Супротивника произвело на Учителя со дружиною то
же впечатление, что производит пал ка, воткнутая в муравейник.
Гул голосов в доме на бугре в озерном селении усилился. Подыскались
контр аргументы: народец в дружине стреляный, тертый, все больше
профессора. Вытягивая губы в ниточку, складывая их корытцем,
сердечком, гузкой, воздымая указующий перст, Учитель вещал:
— Настоящий охотник — главный защитник жи вой природы. Он —
свой в лесу. Главный враг — по сторонний. Настоящий охотник лишку
не возьмет, уро ну поголовью птицы и зверя не нанесет, браконьерства
не допустит. Охоту нельзя запретить, ее надо упорядочить, закрыть
доступ в угодья постороннему... Я был во Франции, там полным-полно
зайцев, куропаток, фа занов. Охота там строго регламентирована
и она — до рогое удовольствие. А у нас...
Вся русская литература, — продолжал свою речь Учитель, — Аксаков,
Тургенев, Толстой, Пришвин, Иван Сергеевич Соколов-Микитов...
Охота — при родное, национальное русское дело. Запретить охо
ту — значит засушить источник поэзии. Природа не терпит праздношатающихся
зевак, она не открывается постороннему, пусть он обвешается фотокамерами...
Иногда Супротивник выплывал по протоке из сво ей боровой деревеньки
в озеро, удил на лудах окуней. Туда же хаживал на «Морошке» Учитель.
Они обмени вались непримиримыми сумеречными взглядами уверенных
в своей правоте людей, хотя когда-то грелись друг о дружку на
хвойных подстилках у костров на глухариных токах.
Потом Учитель ехидничал:
— Он нас обвиняет в живодерстве, в пролитии не винной крови...
А сам... У окуня такого же цвета кровь,
как у рябчика и зайца. Окуню гораздо больнее, когда у него из глотки с мясом
выдирают крючок, чем уби тому верным выстрелом глухарю. Тоже мне, гумани сты-вегетарьянцы.
Бройлеров когда едят, они же не плачут, а ведь бройлеры тоже живые, пернатые
су щества...
Я бывал и в озерном селении, и в боровом — в избе у самого леса.
Супротивник отрывался от пишущей ма шинки: придя из лесу, поныряв
в озере, он что-ни будь такое писал во славу природы, в защиту
ее от напасти — сардонически усмехался, поклевывал уве систым
носом (верный признак основательности нату ры).
— Ну, — спрашивал он у меня, — что они там, всё браконьерничают...
эти «защитники природы»? — Он
относил меня к «этим», знал, что я им передам его филиппики. — Нет на прорву
карантину... Охоту надо запретить радикально, чтобы не оставить ни малейшей
лазейки. Иначе они все равно просочатся. Не прода вать ружей, те, что есть,
изъять. За рубежом — другое дело. Там на охоту ходят, как на ферму, заранее
при готавливают птицу, зверя для убийства, подводят к ней стрелка, за большие
деньги... У нас миллионы членов охотничьего общества — задарма... Браконьеры
в законе... На каждую дичину сотня стволов. Это же абсурд!
Так они жили по соседству — Учитель и Супротив ник — один в
озерном селении, другой — в боровом. Такое у них было (и есть
поныне) мирное сосущест вование.
Глеб Горышин