Компания ОнНет комьюникейшнс предоставляет услуги на основании лицензий, выданных Министерством информационных технологий и связи РФ: Лицензия  42215 Телематические услуги связи; Лицензия  43502 Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа. Услуги Интернет позволяют клиенту получить быстрый обмен электронными сообщениями, доступ к различным страницам или серверам сети, получить дополнительные услуги, такие как создание собственных WEB-страниц, WWW и FTP-серверов, и регулярно получать новости.Подключив услугу выделенного доступа в сеть Интернет, Вы получаете высокую скорость доступа в сеть, свободный телефон и возможность получения неограниченного количества информации, доступной в Интернете.Подключив услугу местной телефонной связи, Вы получаете доступ к высококачественной связи, обеспечивающей быстрое и свободное соединение с любыми абонентами.Наша компания предлагает Вам семизначный номер городской телефонной сети Санкт-Петербурга, быстрое подкючение к сети и оперативную техническую поддержку.Услуги виртуальных сервисов мы стараемся предоставлять на основе свободного программного обеспечения. Над улучшением функциональности СПО постоянно работает большое количество разработчиков по всему миру.Одним из плюсов такого подхода является то, что при необходимости клиент может установить аналогичный пакет локально в своем офисе и пользоваться обширным функцоналом без необходимости переучиваться.
Охота без границ. Питерский Охотник. Сайт для всех любителей охоты и рыбалки

Вход

Верхнее меню

Теги

Основные положения концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства

 

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

(БГИТА)

Основные положения концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства

Анализ материалов последних лет, посвященных проблемам охотничьего хозяйства в России, свидетельствует о неудовлетворенности ученых и специалистов охотничьего хозяйства современным качеством управления охотничьими ресурсами.
К аналогичным выводам также пришли участники научно-практической конференции «Современные проблемы природопользования охотоведения и звероводства» (май 2002 г., г. Киров), в решениях которой говорилось:

  1. признать, что сложившаяся система учетных работ не позволяет получать достоверные оценки охотничьих ресурсов в стране. Необходимо совершенствование организации учетных работ и создание межведомственной службы мониторинга охотничьих животных с внедрением ГИС - технологий;
  2. признать необходимым разработку упрощенной и малозатратной с высокими природоохранными требованиями, методики охотустроительных работ;
  3. пересмотреть существующие нормативы биотехнических мероприятий, исходя из минимизированных потребностей животных;
  4. считать приоритетными направлениями в сохранении и рациональном использовании охотничьих ресурсов разработку охотничьих кадастров и разработку биологических основ управления популяциями охотничьих животных.

В решении Всероссийского совещания по проблемам охотничьего хозяйства (май 2003г., г. Москва) констатировалось: учитывая неблагополучное состояние охотничьих ресурсов в России и почти полное отсутствие достоверной информации об их использовании, считать целесообразным создание альтернативной службе госохотучета - независимого источника информации о состоянии охотничьих ресурсов в виде межведомственной службы мониторинга охотничьих ресурсов, что позволит получать достоверную информацию, используя региональные блоки информации, собранные и обработанные местными специалистами.
В постановляющей части совещания, состоявшегося в Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию здравоохранению и экологии (декабрь 2003 г.) по теме «Ландшафты и региональное ландшафтное планирование - условия для устойчивого развития территорий» отмечалось, что:

  1. в общенациональном плане ландшафтный потенциал России представляет собой не только базу всей природоохранной и природно-ресурсной деятельности, но, и главное объективную основу для повышения качества жизни населения и устойчивого экономического развития страны;
  2. к сожалению, крайне важный в современных условиях ландшафтный подход в России пока почти не известен и не освоен лицами, принимающими управленческие решения (от муниципального до регионального и федерального уровней) в социально- экономической, природоохранной, природно-ресурсной и других сферах.

В этой связи в настоящей концепции предлагается принять следующие принципы ландшафтной классификации охотничьих угодий (Кузякин,1979) и выделения в них популяционно-ландшафтных группировок животных и растений (Смирнов, 2002):

  1. Местообитаниями животных считаются природно-территориальные комплексы различных рангов, в которые животное население входит как составная часть, взаимосвязанная со всеми другими компонентами природы;
  2. Ландшафтная классификация включает все рациональные зерна различных подходов к классификации, существующих в охотоведении. Однако это не эклектическое собрание разных категорий, принципов и подходов, а единая концепция с едиными, глубоко научными принципами;
  3. популяционно-ландшафтные группировки животных и растений представляют собой пространственного агрегированные (в пределах различных природно-территориальных комплексов) совокупности особей определенного вида (формы популяционного ранга).

Анализируя причины упадка охотхозяйственной отрасли и кризиса охотничьего хозяйства руководитель ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова В.Г.Сафонов (2003) отмечает:

  1. приходится констатировать, что законодательные основы и практика охотпользования отстают от научно-теоретических представлений в области экологии, экономики, социологии;
  2. ошибочно и бесперспективно строго придерживаться рамок жесткой государственно-
    центрической парадигмы, которая уже доказала свою несостоятельность;
  3. служба госохотучета излишне монополизирована, опасно самодостаточна. Она не вбирает в себя региональные блоки информации, собранной местными специалистами научных и учебных заведений, заповедников, ограничивается анализом и экспертной оценкой формализованных показателей, из-за чего снижается достоверность ее результатов ограничивается возможность их использования в хозяйственных целях. Создание межведомственной службы мониторинга охотничьих ресурсов с внедрением ГИС- технологий позволит получать достоверную информацию, отсутствие или недопустимость которой в настоящее время чреваты необратимыми последствиями.

При разработке настоящей концепции в качестве основы использовалось Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.1999г. «Об утверждении концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области».

1. Цели охотничьего и рыбного хозяйства

  1. Сохранение и воспроизводство животного мира на Ю-3 ЕЧР (далее - региона), в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, увеличение численности ценных видов охотничьих животных и рыб;
  2. Обеспечение конституционных прав граждан на отдых, благоприятную окружающую среду, их потребностей в охоте и рыболовстве;
  3. Сохранение биологического разнообразия и генофонда животного мира;
  4. Участие в обеспечении продовольственной безопасности региона за счет получения мясодичной, рыбной и сопутствующей продукции, дополнительного производства рыбы в рыбоводных хозяйствах;
  5. Обеспечение занятости населения;
  6. Оздоровления населения за счет занятия одним из самых здоровых видов отдыха - охотой и рыбалкой;
  7. Возрождение национальных и культурных традиций российской охоты и рыболовства

2. Основные задачи охотничьего и рыбного хозяйства

  1. Обеспечение эффективной охраны охотничьих и рыбных ресурсов, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
  2. Осуществление биотехнических и рыбоводно-мелиоративных мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих животных и интенсивное воспроизводство рыбных запасов, проведение искусственного диче- и рыборазведения, вселение новых видов, обеспечивающих более полное использование кормовой емкости угодий и повышение их продуктивности;
  3. Научно обоснованное, рациональное использование охотничьих и рыбных ресурсов; организация заготовки и переработки пушнины, кожевенного сырья, мяса, дичи, рыбы, сопутствующей продукции (грибов, ягод, лекарственно-технического сырья), развитие таксидермии;
  4. Внедрение научных разработок и рекомендаций по охране, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих и рыбных ресурсов;
  5. Регулирование численности вредных для охотничьего и рыбного хозяйства животных, в первую очередь волка;
  6. Обеспечение культурной и безопасной рыбалки для населения и гостей региона, развитие сферы услуг в области рыбного и охотничьего хозяйства;
  7. Развитие охотничьего туризма;
  8. Использование средств от охотничьего и рыболовного туризма для развития охотничьего и рыбного хозяйства, трофейной охоты и рекреационного рыболовства;
  9. Развитие охотничьего собаководства.

3 Основные принципы государственной политики в области охотничьего и рыбного хозяйства

  1. Устойчивость права пользования охотничьими и рыбными ресурсами, недопустимость изъятия у охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций, представленных им охотничьих и рыболовных угодий без проведения экологической экспертизы материалов по изъятию угодий;
  2. Платность пользования охотничьими и рыбными ресурсами;
  3. Представление объектов охоты и рыболовства в разовое пользование гражданам для целей охоты и рыболовства и в долгосрочное пользование охотхозяйственным и рыболовным организациям для ведения охотничьего и рыбного хозяйства, охраны, воспроизводства и рационального использования. Привлечение организаций охотпользователей и рыбохозяйственных организаций к решению государственных задач по охране и воспроизводству государственного охотничьего фонда;
  4. Неистощительное использование охотничьих и рыбных ресурсов. Установление квот добычи ценных и малочисленных видов охотничьих животных по каждому охотничьему хозяйству и участку государственного резервного фонда, а также отдельных квот для трофейной охоты, установление общих допустимых уловов; обеспечение правовой и социальной защиты штатных работников охотничьего и рыбного хозяйства, осуществляющих функции охраны государственного охотничьего и рыбного фонда;
  5. Государственная поддержка организаций - охотпользователей и рыбохозяйственных организаций, осуществляющих деятельность по охране и воспроизводству охотничьих и рыбных ресурсов;
  6. Обеспечение правового и экономического механизма охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих и рыбных ресурсов. Создание условий экономической невыгодности незаконного и нерационального использования охотничьих и рыбных ресурсов;
  7. Введение компенсационных платежей за вред, наносимый охотничьим и рыбным ресурсам и среде обитания диких животных;
  8. Обязательное проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты, общие допустимые уловы) изъятия объектов охоты и рыболовства, проектных материалов, обосновывающих изъятие охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов, материалов по созданию и ликвидации государственных охотничьих и ихтиологических заказников;

3.9 Обеспечение сохранения качества среды обитания диких животных (охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов) как основного средства производства в охотничьем и рыбном хозяйстве;

3.10 Принятие управленческих решений по охране, воспроизводству и использованию охотничьих рыбных ресурсов на основе анализа предыдущей деятельности и научных рекомендаций, проведение охотустройства охотничьих угодий и рыбохозяйственного устройства водоемов, ведение мониторинга и кадастра охотничьих и рыбных ресурсов;

  1. Учет интересов охотничьего хозяйства при ведении лесного хозяйства, учет интересов рыбного хозяйства при осуществлении водопользования, обеспечение взаимного согласования интересов земле-, водо-, лесопользователей и пользователей охотничьими и рыбными ресурсами в целях охраны охотничьих и рыбных ресурсов и среды обитания диких животных;
  2. Содействие развитию обществ, клубов и иных объединений охотников, рыболовов, а также ассоциаций охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций;
  3. Сохранение исторического наследия и опыта, традиций в области охотничьего и рыбного хозяйства; распространение знаний о традициях и культуре охоты и рыболовства, охотничьем и рыбном хозяйстве, выпуску печатной продукции;
  4. Осуществление кадастровой политики в охотничьем и рыбном хозяйстве, содействие проведению семинаров по обмену опытом и повышению квалификации и переквалификации для всех участникам процесса управления и пользования охотничьими и рыбными ресурсами;
  5. Повышение самостоятельности охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций в решении вопросов организации охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих и рыбных ресурсов.

4 Основная форма ведения охотничьего и рыбного хозяйства

4.1 Предоставление долгосрочных лицензий охотхозяйственным и рыбохозяйственным организациям (независимо от их огранизационно-правовой формы) на право пользование объектами охоты и объектами рыболовства в определенных границах охотничьих угодий и водоемов (участков водоемов).

5 Основные методы ведения охотничьего и рыбного хозяйства

  1. Определение наиболее перспективных для охотничьего и рыбного хозяйства региона видов способных при минимальных затратах  на их охрану и воспроизводство дать максимальный выход охотничьей и рыбной продукции;
  2. Научное обоснование осуществляемых мероприятий по охране, воспроизводству и использованию охотничьих и рыбных ресурсов;
  3. Изменение принципов управления популяциями популяционно-ландшафтными группировками животными: определение оптимальных плотностей и численности основных видов охотничьих животных и оптимальной рыбопродуктивности водоемов; сохранение репродуктивного ядра популяций, временный запрет добычи самок диких копытных животных, временное снижение нормативов добычи диких животных и сокращение сроков охоты (до достижения оптимальной численности), переход к  выборочному, дифференцированному по полу и возрасту изъятию животных; формирование высокопродуктивных популяций, применение современных, научно обоснованных форм и методов биотехнии; гуманизация промысла, сокращение непромысловых потерь. Для копытных предлагается (Данилкин,2003) формирование высокопродуктивных средневозрастных группировок оптимального размера, массовая добыча малопродуктивных, наиболее уязвимых и склонных к эмиграции особей младшей возрастных групп, выборочный селекционный и трофейный отстрел половозрелых особей, улучшение качества популяций, проведение эффективных биотехнических мероприятий. В целом алгоритм стратегии управления популяцией состоит из следующих основных условий (Яблоков,1987): выделение в качестве единиц управления отдельных популяций; определение необходимого набора демографических параметров управляемой популяции (темпов созревания, плодовитости на разных этапах онтогенеза, оптимального третичного соотношения полов, продолжительности генераций, внутрипопуляционной структуры и т.д.); выбор стратегии управления популяции с учетом ее биологических возможностей, экосистемных связей и экономических параметров; разработка методов влияния на биохорологическую, демографическую, генетическую, экологическую структуры популяции.
  4. Интенсивное проведение ландшафтных и видовых биотехнических и воспроизводственных мероприятий в рамках крупных природно-территориальных комплексов;
  5. Проведение работ по дичеразведению;
  6. Повышение рыбопродуктивности озер за счет рыбоводно-мелиоративных и акклиматизационных мероприятий;
  7. Создание маточных стад ценных видов рыб и хозяйств по подращиванию личинок; восстановление и культивирование чистых линий карпа и других видов рыб; научно-обоснованное формирование сети государственных и ихтиологических заказников; осуществление мониторинга животного мира, ведение кадастра охотничьих и рыбных ресурсов. Проведение охотэкономической инвентаризации охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов. Создание компьютерного банка кадастровой информации; обеспечение охраны мест размножения, гнездований и нереста. Запрещение всех видов рубок леса и сбор живицы в местах глухариных токов. Установление увеличенных водоохранных зон водоемов, где обитают ценные и редкие виды рыб и околоводных животных;

5.8     Приоритетное использование болот, отработанных торфяных полей для нужд охотничьего хозяйства;

  1. Представление организациям-охотпользователям права определения срока открытия и окончания весенней охоты в своих хозяйствах в пределах сроков, определенных Правилами охоты. Признание весенней охоты на гусей, глухарей и тетеревов трофейной охотой, осуществляемой только с обслуживанием егерей. Определение порядка проведения государственной аттестации охотничьих хозяйств.
  2. Обеспечение действенной охраны и охотничьих и рыбных ресурсов;
  3. Определение критериев оценки результатов деятельности охотничьих и рыбных хозяйств: достижение оптимального уровня плотности населения охотничьих животных (оптимальной продуктивности водоема); повышение выхода охотничьей и рыбной продукции;
  4. Повышение квалификации работников охотничьего и рыбного хозяйства и обучение передовым методам ведения охотничьего и рыбного хозяйства, разработка и издание методических рекомендаций по эффективному ведению охотничьего и рыбного хозяйства.

6 Основные направления развития охотничьего и рыбного хозяйства

  1. Повышение эффективности использования рыбных ресурсов естественных водоемов;
  2. Введение системы продовольственного заказа на охотничью и рыбную продукцию. Выдача льготных кредитов под обеспечение нужд в охотничьей и рыбной продукции учреждений социальной сферы;
  3. Интенсификация работ по зарыблению водоемов молодью ценных видов рыб;
  4. Определение ущерба, наносимого охотничьим и рыбным ресурсам промышленными предприятиями направление средств, взысканных за возмещение нанесенного ущерба, на развитие охотничьего хозяйства, рыбоводства и зарыбление водоемов;
  5. Создание научно-опытных базовых охотничьих и рыбных хозяйств;
  6. Создание специализированных охотничьих хозяйств по проведению традиционных видов охот (с легавыми собаками, гончими, борзыми, лайками, по проведению трофейных охот);
  7. Создание специализированных хозяйств по организации спортивного рыболовства;
  8. Развитие инфраструктуры и сферы услуг в охотничьем хозяйстве;
  9. Развитие иностранного и межрегионального охотничьего, рыболовного и экологического туризма;
  10. Развитие трофейной охоты;
  11. Развитие охотничьего собаководства. Представление наиболее благоприятных условий для возможности охоты владельцам охотничьих собак. Закрытие охоты в бесснежный период на диких копытных животных и медведей без собак, прошедших испытания по кровяному следу;
  12. Развитие стрелково-охотничьего и рыболовного спорта;
  13. Создание условий для обучения охотников меткой стрельбе и проверки боя оружия, организация региональных выставок охотничьих трофеев, таксидермических мастерских;
  14. Развитие сети магазинов охотничье-рыболовных товаров. Установление налоговых и кредитных льгот для магазинов, учрежденных охотхозяйственными и рыбохозяйственными организациями, вкладывающими полученную прибыль в развитие охотничьего и рыбного хозяйства.

7. Развитие нормативно-правовой базы охотничьего и рыбного хозяйства

  1. Принятие на основе данной концепции областных законов «Об охоте и ведению охотничьего хозяйства» и «Рыболовстве и ведению рыбного хозяйства»;
  2. Принятия на основе данной концепции новых региональных «Правил по рыболовству в водоемах» и «Правил охоты»;
  3. Переход на популяционно-ландшафтную форму управления охотничьими и рыбными ресурсами и разработка на ее основе основных положений по организации и ведению охотничьего и рыбного хозяйства на Ю-3 ЕЧР;

8 Научное обеспечение развития охотничьего и рыбного хозяйства

8.1     Формирование государственного или ведомственных заказов на НИР на конкурсной основе;

  1.  
    1. Совершенствование методов учета численности охотничьих животных и рыбных запасов;
    2. Разработка современных методов инвентаризации и бонитировки охотничьих угодий и водоемов рыбохозяйственного фонда;
    3. Разработка биологических основ управления популяциями промысловых видов рыб;
    4. Разработка эффективных систем видовых и ландшафтных биотехнических и воспроизводственных мероприятий на популяционно-ландшафтной основе;
    5. Определение оптимальных плотностей охотничьих животных в природно-территориальных комплексах и оптимальной плотности посадки рыб в природно-аквальных комплексах;
    6. Мониторинг охотничьих и рыбных ресурсов на популяционно-ландшафтной основе;
    7. Изучение основных факторов, влияющих на численность промысловых видов и, в первую очередь лимитирующих факторов
    8. Разработка эффективных мероприятий по профилактике болезней животных и рыб;
    9. Разработка экономического и правового механизма эффективного ведения охотничьего и рыбного хозяйства;
    10. Научное обоснование работ по интродукции, реинтродукции, расселению животных.

9 Финансирование мероприятий по развитию охотничьего и рыбного хозяйства осуществляется за счет

9.1 Собственных средств охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций;

9.2 Средств областного и муниципального бюджетов;

  1. Льготных кредитов;
  2. Внешних инвесторов;
  3. Средств областного и муниципальных внебюджетных экологических фондов.

10 Экономический эффект и контроль за реализацией концепции

10.1   Увеличение выхода мясной, пушной, рыбной и сопутствующей продукции;

10.2   Экономия бюджетных средств на мероприятия по охране и воспроизводству животного мира;

10.3   Увеличение поступлений налогов за счет создания новых хозяйств и расширения производства, привлечения инвестиций;

10.4 Оздоровления населения;

10.5 Контроль за реализацией концепции возлагается на специально уполномоченные органы МСХ и регионов