Александр Бычков прожил в лесах более 15 лет, занимаясь охотой, и был застрелен 13 марта 2008 года бойцами местного ОМОНа. Эта история получила большой резонанс, были отсняты десятки телесюжетов, газеты проводили собственные расследования, пытаясь понять, действительно ли у милиционеров не было другого выхода, кроме как застрелить человека, не замеченного в серьезных преступлениях.

Следствие по делу длилось больше четырех месяцев и пришло к выводу, что в действиях бойцов ОМОНа преступления не было, а сам Бычков совершил  «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов».

События, происходившие в Кологривском лесу, 13 марта больше напоминали кадры из боевика «Рембо». 16 бойцов ОМОНа на снегоходах «Буран» прочесывали заповедник в поисках загадочного Лешего, который на протяжении 15 лет жил отшельником в лесу. Бородатый мужчина почти не появлялся на людях, промышлял охотой и сбором даров природы.

В населенные пункты Леший выбирался только для того, чтобы обменять мясо и шкуры животных на патроны и одежду. Люди не знали ни имени незнакомца, ни того, откуда он появился в этой глуши. 

Но в 2007 году, когда Кологривский лес объявили заповедником, жить там было запрещено. После этого у Лешего началась настоящая война с егерями – в ход шли и угрозы, и выставленные капканы. В конце-концов милиционеры решили выселить затворника силой.

Когда продвигаться дальше на «Буране» оказалось невозможно, бойцы ОМОНа встали на лыжи и, сопровождаемые егерями, направились к логову, где мог скрываться Леший.

В переговоры с ним вступил подполковник, потребовавший убраться из заповедника. Засевший в домике отшельник заявил, что это его территория и убраться лучше милиционерам, иначе по ним будет открыт огонь. Омоновцы попытались окружить убежище Лешего, но он, заметив этот маневр, сам зашел в тыл преследователям и открыл стрельбу из ружья.

Трое сотрудников милиции получили мелкие ранения.  По Лешему был открыт ответный огонь из автоматов и пистолетов. Тогда затворник поджег свой домик, и попытался под прикрытием дымовой завесой уйти в лес, но был сражен пулей снайпера. При себе у Лешого нашли два охотничьих ружья и самодельный пистолет.

По факту случившегося было возбуждено уголовное дело по статье 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов). В рамках этого расследования проверялась и обоснованность убийства затворника милиционерами.

Вначале следователи долгое время не могли опознать личность погибшего. Позже оказалось, что Лешим был Александр Геннадьевич Бычков. 16 лет назад он, разругавшись со всеми своими родственниками, ушел из дома в поселке Октябрьский Мантуровского района Костромской области.

Именно после этого в Кологривском лесу появился человек без имени, которого местные жители прозвали Лешим. Особого вреда он ни кому не приносил: жил себе человек в лесу, охотился, собирал грибы. Но как только лес стал заповедником, к нему стали приходить егери и милиционеры. Вначале они отбирали шкурки зверей, заставляли сдать все оружие, потом вообще велели убраться с заповедной территории.

А идти Бычкову уже было некуда – в 1990 году суд признал его умершим, все имущество перешло к тем самым нелюбимым родственникам. Когда Леший начал скандалить с егерями и вредить им, за ним устроили охоту с привлечением бойцов ОМОНа.

К расследованию гибели Бычкова подключились и представители неправительственные организации, в том числе Фонд «Общественный вердикт». «Мы опросили много местных жителей, в том числе бывшего прокурора Кологривского района, и выяснили, что на Лешего не поступало никаких жалоб, он не был замечен в поджогах или воровстве, – рассказал корреспонденту «Росбалта» сотрудник Фонда Олег Новиков. —  Более того, местные егери сами выменивали у него шкурки на патроны и одежду. В последнее время Леший начал жаловаться, что ему угрожают и требуют убраться из леса. Туда стали приезжать на охоту «большие» люди, в том числе из Москвы, а неизвестный бородатый человек им сильно мешал. Главный вопрос состоит в том, какие вообще были основания у ОМОНа проводить такую операцию против человека, в отношении которого на тот момент не велось никаких расследований?».

Во вторник СУ СКП РФ по Костромской области завершило расследование событий в Кологривском лесу. «В действиях Бычкова были усмотрены признаки преступления, предусмотренного статьей 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов), – отметил собеседник «Росбалта» в СУ СКП.  — Но данное дело прекращено, в связи со смертью Бычкова. В рамках  расследования изучался вопрос правомерности применения оружия бойцами ОМОНа. Было установлено, что они действовали в рамках закона, никаких оснований для привлечения милиционеров к уголовной ответственности нет».

«О том, что дело закрыли мы узнали только от вас, – отметили в Фонде. – Наши юристы, наверняка подготовят жалобу по данному решению на имя главы СКП Александра Бастрыкина. Мы считаем, что все обстоятельства произошедшего в Кологривском лесу не были полностью изучены следствием».