Расширение лексикона

 

Чем больше слов и даже отрывков речи понимает собака, тем больше средств в руках воспитателя. Чем больше нужных слов понимает собака, тем, следовательно, лучше. 
«Наместо», «гулять», «ляг», «кушать», «нельзя», «ищи», «возьми», «дай сюда», «поди сюда», «назад», «вперед», «брось», «где, покажи», «вот он» и много других слов понимает уже собака, но приведенных слов, тем не менее, недостаточно, в чем легко можно убедиться хотя бы на нижеследующих примерах.
Собака отсылается на место и в качестве меры наказания, и для отдыха; но, кроме того, приходится пользоваться тем же средством, посадив ее на цепь, при уходе хозяина из дому. В таких случаях некоторые собаки скулят, воют и рвутся, вследствие непривычки к одиночеству. Полезно тогда дать собаке понять, что вы вернетесь и вовсе не забыли взять ее с собою. Слова «подожди», «останься тут», «скоро приду», повторяемые в таких случаях, подготовляют ее к терпению, выясняя положение, которое не было ясно собаке. Те-же слова помогают и в поле, когда приучаешь собаку ложиться и ждать зова.
Слова «д о м а» или «д о м о й» тоже часто приходится практиковать.
Прыганье на хозяина, царапанье одежды, конечно, не должно быть дозволено собаке. От этого надо отучать воздействием физическим и словесным: взяв переднюю лапу и сильно сжимая ее, чтобы причинить незначительную боль, надо сделать собаке выговор, произнося слово «лапы».
Также необходимо иметь условное выражение или слово для остановки собаки от неправильных действий, как, например, копание норок мышей, сосредоточение внимания на птичках и т. п. Если говорить собаке в таких случаях «ф у!» или «г л у п о с т и», то это в скором времени будет останавливать ее от неполезных увлечений.
Собака, ища спрятанный предмет и не находя его долгое время, начинает бегать вялее. Чтобы укрепить ее энергию и ободрить, полезно иметь определенное выражение, например—«с коре е», точно так же, как замедлению и осторожности может помочь другое условное слово—«тихо».
Нужно также, чтобы собака понимала слова одобрения, например—«х орошая с о б а к а», и порицания: «гадкая с о б а к а» или «д р я н ь».
Полная лежка не всегда удобна: при поездках в экипаже, лодке, при холодной мокрой земле и грязи лучше вместо того, чтобы укладывать собаку, заставлять ее сидеть. Слово «с я д ь», следовательно, не лишнее.
Всех случаев нет ни возможности, ни надобности перечислять. Необходимость понимания собакою значительного количества слов ясна достаточно, чтобы не останавливаться дольше на этом вопросе.  Потребность расширения лексикона назревает сама собою при воспитании собаки.  
Относительно этого требования существуют самые разнообразные мнения. Одни считают поноску лишнею роскошью, другие полагают, что она вредно влияет на крепость стойки, третьи считают ее необходимою.
Поноска во всяком случае не должна быть рассматриваема, как непременное качество хорошей полевой легавой. Поноска является придатком, и ценность его зависит от хозяйского взгляда.
Разбирая беспристрастно целесообразность поноски, следует притти к заключению, что ремесло это не является необходимым, так как надобность подачи в обыкновенных условиях охоты может встретиться в отдельных редких случаях; между тем, обучение поноске отнимает порядочно времени от прямых предметов дрессировки, а во время натаски, конечно, отвлекает внимание собаки от несравненно более серьезных моментов полевой работы.
Мы имеем в виду кровных легавых и, следовательно, не предполагаем направления их способностей на выталкивание из береговых крепей выводка уток с преследованием их вплавь по хвощам и камышам или охоту на них по плавням и окнищам.
Правильно воспитанная, умная собака, не будучи обучена поноске, поверьте, сама догадается подать убитую птицу из недосягаемого для вас места. Разница будет только та, что обученная поноске собака подаст вам дичь в руки, а необученная, вынеся птицу из воды, положит ее на ваших глазах на берегу.
Приучать к поноске можно каждую собаку с затратою большего или меньшего труда, в зависимости от склонности к поноске, а иногда и встречающейся в собаке врожденной потребности в ней. Склонность к поноске бывает и у собак спокойного темперамента, и у чрезвычайно нервных и подвижных. Развить эту склонность не составляет труда, и она легко укрепляется.
Щенки нервные и подвижные, неспособные остаться ни секунды без быстрых движений и занятий, за исключением того времени, когда они спят или едят, употребляют свою энергию на возню с каким нибудь предметом, который указан собаке, как игрушка. Потребностью собаки возиться с такими игрушками и носить их в зубах надо воспользоваться для обучения поноске. Участвуя в игре собаки, вы делаете игру значительно более привлекательной, вселяете в сознание вашего ученика понимание, как сотрудничества, так и одобрения вами его занятий.
Слово «и г р у ш к а» очень скоро усваивается щенком, и он при произнесении этого слова спешит принести эту игрушку, хвастаясь и выражая свое довольство особым урчанием басом.
Кроме того, чтобы приучить собаку приносить известный предмет, надо, воспользовавшись подходящим настроением собаки, взять игрушку или вообще подходящую вещь, показать собаке и бросить этот предмет на известное расстояние, произнося «дай сюда». Когда собака принесет брошенную вами игрушку, надо осторожно, со словами «брось», высвободить игрушку из пасти собаки и вознаградить лакомым кусочком.
Когда упражнения эти будут выполняться отчетливо, т. е. подача будет производиться тотчас по взятии собакою брошенного предмета, без отвлечения в стороны и игры, и выпускаться собакою из пасти немедленно, сначала по приказанию, а затем и без него,— надо практиковать то же самое в более трудных местах, приближающихся по обстановке к полевым потребностям поноски, например, из воды.
Подачу из воды надо начинать при теплой летней температуре, с плоского берега.
Полезно соединить обучение поноске с требованием «ищи», когда последнее уже усвоено собакою. Когда спрятанный предмет обнаружен, и собака подводит к нему, оглядываясь на хозяина, нужно приказаниями «возьми» и «дай сюда» заставить собаку проделать поноску.
Я лично никоим образом не стал бы учить поноске свою кровную легавую собаку, но, в случае склонности ее к этому ремеслу, укрепил бы проявленную собакою способность к поноске не для полевых надобностей, а для того, чтобы без лишних окриков и наказаний  отвлечь избыток энергии собаки в условиях комнатного содержания.
В подавляющем числе случаев охоты по лесной, полевой и болотной дичи поноска может быть охарактеризована, как услуга, без которой вы свободно можете обойтись собственными средствами, без помощи собаки.
Чем больше слов и даже отрывков речи понимает собака, тем больше средств в руках воспитателя. Чем больше нужных слов понимает собака, тем, следовательно, лучше. 

«Наместо», «гулять», «ляг», «кушать», «нельзя», «ищи», «возьми», «дай сюда», «поди сюда», «назад», «вперед», «брось», «где, покажи», «вот он» и много других слов понимает уже собака, но приведенных слов, тем не менее, недостаточно, в чем легко можно убедиться хотя бы на нижеследующих примерах.

Собака отсылается на место и в качестве меры наказания, и для отдыха; но, кроме того, приходится пользоваться тем же средством, посадив ее на цепь, при уходе хозяина из дому. В таких случаях некоторые собаки скулят, воют и рвутся, вследствие непривычки к одиночеству. Полезно тогда дать собаке понять, что вы вернетесь и вовсе не забыли взять ее с собою. Слова «подожди», «останься тут», «скоро приду», повторяемые в таких случаях, подготовляют ее к терпению, выясняя положение, которое не было ясно собаке. Те-же слова помогают и в поле, когда приучаешь собаку ложиться и ждать зова.

Слова «д о м а» или «д о м о й» тоже часто приходится практиковать.

Прыганье на хозяина, царапанье одежды, конечно, не должно быть дозволено собаке. От этого надо отучать воздействием физическим и словесным: взяв переднюю лапу и сильно сжимая ее, чтобы причинить незначительную боль, надо сделать собаке выговор, произнося слово «лапы».

Также необходимо иметь условное выражение или слово для остановки собаки от неправильных действий, как, например, копание норок мышей, сосредоточение внимания на птичках и т. п. Если говорить собаке в таких случаях «ф у!» или «г л у п о с т и», то это в скором времени будет останавливать ее от неполезных увлечений.

Собака, ища спрятанный предмет и не находя его долгое время, начинает бегать вялее. Чтобы укрепить ее энергию и ободрить, полезно иметь определенное выражение, например—«с коре е», точно так же, как замедлению и осторожности может помочь другое условное слово—«тихо».

Нужно также, чтобы собака понимала слова одобрения, например—«х орошая с о б а к а», и порицания: «гадкая с о б а к а» или «д р я н ь».

Полная лежка не всегда удобна: при поездках в экипаже, лодке, при холодной мокрой земле и грязи лучше вместо того, чтобы укладывать собаку, заставлять ее сидеть. Слово «с я д ь», следовательно, не лишнее.

Всех случаев нет ни возможности, ни надобности перечислять. Необходимость понимания собакою значительного количества слов ясна достаточно, чтобы не останавливаться дольше на этом вопросе.  Потребность расширения лексикона назревает сама собою при воспитании собаки.  

Относительно этого требования существуют самые разнообразные мнения. Одни считают поноску лишнею роскошью, другие полагают, что она вредно влияет на крепость стойки, третьи считают ее необходимою.

Поноска во всяком случае не должна быть рассматриваема, как непременное качество хорошей полевой легавой. Поноска является придатком, и ценность его зависит от хозяйского взгляда.

Разбирая беспристрастно целесообразность поноски, следует притти к заключению, что ремесло это не является необходимым, так как надобность подачи в обыкновенных условиях охоты может встретиться в отдельных редких случаях; между тем, обучение поноске отнимает порядочно времени от прямых предметов дрессировки, а во время натаски, конечно, отвлекает внимание собаки от несравненно более серьезных моментов полевой работы.

Мы имеем в виду кровных легавых и, следовательно, не предполагаем направления их способностей на выталкивание из береговых крепей выводка уток с преследованием их вплавь по хвощам и камышам или охоту на них по плавням и окнищам.

Правильно воспитанная, умная собака, не будучи обучена поноске, поверьте, сама догадается подать убитую птицу из недосягаемого для вас места. Разница будет только та, что обученная поноске собака подаст вам дичь в руки, а необученная, вынеся птицу из воды, положит ее на ваших глазах на берегу.

Приучать к поноске можно каждую собаку с затратою большего или меньшего труда, в зависимости от склонности к поноске, а иногда и встречающейся в собаке врожденной потребности в ней. Склонность к поноске бывает и у собак спокойного темперамента, и у чрезвычайно нервных и подвижных. Развить эту склонность не составляет труда, и она легко укрепляется.

Щенки нервные и подвижные, неспособные остаться ни секунды без быстрых движений и занятий, за исключением того времени, когда они спят или едят, употребляют свою энергию на возню с каким нибудь предметом, который указан собаке, как игрушка. Потребностью собаки возиться с такими игрушками и носить их в зубах надо воспользоваться для обучения поноске. Участвуя в игре собаки, вы делаете игру значительно более привлекательной, вселяете в сознание вашего ученика понимание, как сотрудничества, так и одобрения вами его занятий.

Слово «и г р у ш к а» очень скоро усваивается щенком, и он при произнесении этого слова спешит принести эту игрушку, хвастаясь и выражая свое довольство особым урчанием басом.

Кроме того, чтобы приучить собаку приносить известный предмет, надо, воспользовавшись подходящим настроением собаки, взять игрушку или вообще подходящую вещь, показать собаке и бросить этот предмет на известное расстояние, произнося «дай сюда». Когда собака принесет брошенную вами игрушку, надо осторожно, со словами «брось», высвободить игрушку из пасти собаки и вознаградить лакомым кусочком.

Когда упражнения эти будут выполняться отчетливо, т. е. подача будет производиться тотчас по взятии собакою брошенного предмета, без отвлечения в стороны и игры, и выпускаться собакою из пасти немедленно, сначала по приказанию, а затем и без него,— надо практиковать то же самое в более трудных местах, приближающихся по обстановке к полевым потребностям поноски, например, из воды.

Подачу из воды надо начинать при теплой летней температуре, с плоского берега.

Полезно соединить обучение поноске с требованием «ищи», когда последнее уже усвоено собакою. Когда спрятанный предмет обнаружен, и собака подводит к нему, оглядываясь на хозяина, нужно приказаниями «возьми» и «дай сюда» заставить собаку проделать поноску.

Я лично никоим образом не стал бы учить поноске свою кровную легавую собаку, но, в случае склонности ее к этому ремеслу, укрепил бы проявленную собакою способность к поноске не для полевых надобностей, а для того, чтобы без лишних окриков и наказаний  отвлечь избыток энергии собаки в условиях комнатного содержания.

В подавляющем числе случаев охоты по лесной, полевой и болотной дичи поноска может быть охарактеризована, как услуга, без которой вы свободно можете обойтись собственными средствами, без помощи собаки.